Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
Определение 1

Эстетическое сознание – это форма социального и ценностного сознания, которое отражает объекты окружающего мира с точки зрения их чувственной представленности и вкусовой оценки.

Понятие эстетического сознания

Следует отметить, что эстетическое сознание – это достаточно условный термин, применяемый в целях удобства и конкретизации обсуждаемого предмета. Эстетическое сознание как отдельный вид сознания не существует ни на индивидуальном, ни на социальном уровне, оно является одним из аспектов целостного сознания как динамического процесса. Аналогично эстетическое восприятие неотделимо от восприятия объекта вообще, с учетом его рационального, прагматического и иного анализа (в противном случае при исключительно эстетическом восприятии личность не смогла бы даже идентифицировать воспринимаемый объект).

Помощь со студенческой работой на тему
Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)

Вместе с тем по своим результатам эстетическое сознание легко отделимо от других аспектов целостного сознания, поскольку эти результаты представляют собой чувственно-вкусовую оценку воспринимаемого объекта и вызывают у личности определенное эмоционально-эстетическое переживание от отвращения или безразличия до катарсиса и экстаза.

Эстетическое сознание одновременно существует на двух уровнях – индивидуальном и общественном, которые взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Носителем эстетического сознания выступает личность, большую роль субъективности в эстетической оценке объектов или произведений искусства отмечали еще античные мыслители. Ведущей нитью индивидуального эстетического восприятия выступают чувственные переживания – то в чем личность испытывает потребность, то что доставляет ей удовольствие представляется прекрасным (например, феномен «розовых очков» в период влюблённости, когда объект чувств представляется эстетически идеальным). Вместе с тем приобретение опыта эстетических переживаний, привнесение в сферу чувственных переживаний рационального знания о категориях и критериях эстетического восприятия, тренировка навыка «распредмечивания» объектов искусства с поиском смысла вложенного творцом, делает эстетическое восприятие более тонким и дифференцированным, опирающимся не только на эмоциональные переживания, но и более высокие формы – идеалы, ценности, категории.

Формирование индивидуального эстетического сознания происходит в опыте практической деятельности эстетических переживаний. Отчасти этот опыт уникален, так личность с арахнофобией не сможет эстетически оценить паука, отчасти он усваивается из культуры, социальной среды вместе с принятыми в ней формами и стереотипами эстетики. Так индивидуальное сознание становится частью общественного, когда социум выдвигает единые эстетические требования и оценки. Возможен и обратный процесс – принятие некоего нового, неординарного эстетического взгляда как новой эстетической нормы, обогащение общественного сознания.

Формы эстетического сознания

Эстетическое сознание осуществляет свою деятельность в различных формах, обладающих собственной спецификой. К числу эстетических форм относят:

  • чувства,
  • вкус,
  • идеалы,
  • оценку

Эстетические чувства являются наиболее непосредственной формой проявления эстетического сознания, присущей всем индивидам. Согласно теоретическим предположениям эстетические чувства сформировались у первобытного человека в процессе практической деятельности. Изготовляя орудия труда человек придавал им определенную форму соблюдая законы пропорции, симметрию, так как такие орудия были более эффективными. Однако со временем утилитарная ценность переросла в эстетическую, т.е. создавая орудие с идеальными параметрами человек испытывал чувственное удовлетворение не только от предполагаемой пользы, но от самого установления соответствия между произведенным продуктом и мысленным идеалом. Переживание соответствия объекта неким эстетическим идеалам и есть эстетическое чувство, при этом сами идеалы имеют социально-обусловленную природу и часто не осознаваемы личностью.

Эстетический вкус представляет собой непосредственную форму эстетической оценки объектов и предметов, их распределения по категориям безобразного и прекрасного на основании внутренних переживаний, эстетических чувств. Эстетический вкус формируется в процессе опыта столкновения с предметами, обладающими высокой эстетической ценностью, которые задают определенную планку эстетического идеала. Эстетический вкус может быть развит как путем практики, так и посредством обучения, привнесения в оценку элемента рационального восприятия произведения искусства, его оценки по соответствию определенным эстетическим категориям. В этом случае на основании эстетического вкуса формируется эстетическое восприятие как самостоятельный вид деятельности.

Эстетический идеал представляет собой конкретно-чувственное воплощение общественно-исторических представлений о прекрасном. Эстетический идеал необходим личности для формирования эстетического сознания, он усваивается в процессе социализации. Эстетический идеал может не осознаваться, в этом случае личность опирается в первую очередь на исключительно чувственные формы отражения эстетики, такие как чувство или вкус, где доминирующим критерием выступает переживание. Однако эстетический идеал может быть представлен в структуре личности осознанно, в этом случае переживание становится чувственно-рациональным, оно сопрягается с анализом произведения, его более глубокой оценкой, восприятием смыслов, заложенных художником в свое творение.

Эстетическая оценка представляет собой итог эстетического восприятия и высшую форму эстетического вкуса. Эстетическая оценка служит для различения прекрасного и безобразного, она базируется на синтезе чувственных переживаний и рационального анализа и предполагает аргументированную критику воспринимаемого объекта.

Эстетические категории

Складывание форм эстетического сознания невозможно без эстетических категорий, определяющих направленность и природу переживаний. К их числу относят:

  • прекрасное,
  • возвышенное,
  • трагическое,
  • комическое.

Прекрасное – это генеральная эстетическая категория, характеризующая полную гармонию объекта, его совершенство, уравновешенность, цельность. Прекрасному противостоит безобразное, не имеющее формы, гармонии, выраженное хаотически.

Возвышенное предполагает превосходство в объекте духовного начала над физическим, его способность поднимать воспринимающего над привычным бытием, обращать к вечным проблемам и философским переживаниям.

Трагическое и комическое взаимосвязанные категории, отражающие конфликт необходимости и свободы, духовного и бытового в жизни человека, его индивидуальных стремлений и социальных требований. Трагическое связано с борьбой и преодолением земных оков, через жертвы и лишения, комическое, напротив, рисует сцены казусов временной победы бытового над возвышенным, социальные противоречия и неурядицы, которые тем не менее получают свое разрешение (иначе комическое перерастает в ужасное).

comments powered by HyperComments