Гностицизм
Само слово «гностицизм» с древнегреческого языка переводится как «познающий». Данное течение представляет собой общее название для ряда многочисленных религиозных течений в поздней античности. В гностицизме использовались мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда учений раннего христианства. Данный термин был предложен известным деятелем Генри Мором в $XVII$ веке.
Как произошло слово «гностицизм»
Название «гностицизм» пошло от производного слова «гностики», которое было позаимствовано у Епифания Кипрского, из его книги «Панарион». В Панарионе, гностики или борбориты, так называются одна из «80 ересей», которые описаны Епифанием. Генри Мор ввёл название «гностицизм» и постарался распространить его на многие «ереси».
Появление гностицизма
Гностицизм считается порождением великого синкретического движения в Римской империи. Начальным движением является существовавшая ещё до неё, но недолго живущая империя Александра Македонского, которая соединила Запад и Восток. Тогда начался переход религии от нации одного народа к другой нации другого народа, впоследствии соприкосновение востока и запада, что носит название древневавилонская религия, и вследствие влияния древнегреческой и греческой философии на религию в целом.
Сочинительные произведения гностиков сохранились с тех времён в виде отдельных цитат, которые проскальзывают в трудах христианских богословов, тех, кто боролся с гностицизмом. Первым известным гностиком считается Симон Волхв из Самарии, который упоминается в Деяниях апостольских. Глобального расцвета гностические тенденции приобретают во $II$ веке.
На философское течение гностицизм повлияли такие религиозные течения как иудейство и восточные религиозные мистерии. Для гностицизма идейным характером является ряд идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства.
В основе данного течения представляется падение души в низший, материальный мир, созданный демиургом — название низшего божества. В дуалистической мистике гностических тенденций материя характеризуется, как греховное и злое начало, которое враждебно Богу и подлежит преодолению. В мире рассеиваются частички света потустороннего мира, которые обязаны быть собраны и они должны быть возвращены к своим начальным истокам. Искупителем характеризуется, прежде всего, Христос. Но имеют место быть и такие гностические схемы, в которых Христа не существует. Но по его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»). Но тогда существуют и не принявшие гностического просвещения «душевные» люди, которых называют «психиками». Психики вместо подлинного «познания» занимаются лишь вопросами «веры», а «плотские» люди или «соматики» вообще стараются не выходить за пределы чувственных сфер. Как отмечает А. Ф. Лосев, для гностицизма понятно представление о ступенях, или сферах мира и их демонических властителях, которые препятствуют системам искупления.
Магия в гностицизме
Известной стала магическая герметическая молитва-заклинание, чтобы вызвать существа из мира духов. В ней рассматриваются множество принципов и существ, которые заимствованы гностиками. Они отмечали такую приписку о том, что если Бог придёт, нужно смотреть вниз и записывать сказанное и то именование его, которое он тебе придаст. И он не покинет из твоей палатки, пока подробно не расскажет тебе и то, что тебя касается.
Особенности гностицизма
- идеи Плеромы, известные, в основном, из текстов последователей Валентина.
- концепция Демиурга. Демиург считается создателем материальной Вселенной, которой управляют его слуги — Архонты.
- Докетизм — это учение об иллюзорной материи. Гностики рассмотрели ещё дальше античный скептицизм и их «учение о чистой кажимости материи не скептического начала, но абсолютные догматические принципы в своём отрицании существования материи». А. Ф. Лосев называет докетизм философов - гностиков «гибелью мысли античной культуры».