Наиболее ярким представителем политической философии эпохи Возрождения является Никколо Макиавелли ($1469-1527$).
Концепция политического Макиавелли носит явно выраженный практический характер, основывающийся на непосредственном наблюдении происходящего в политической жизни современного ему общества.
Природа человека
Макиавелли является сторонником «жесткого» реализма. С его точки зрения человек является эгоистическим существом, главный ориентир которого достижение своего интереса. Достижение личной выгоды – это одна из движущих сил в политической деятельности. В большинстве случаев выгода эта проявляется в приобретении материальных средств. Реализм Макиавелли проявляется в том, что он рассматривает природу человека как сочетание добра и зла, причем злое начало особенно подчеркивается приведением примеров из политической жизни эпохи Возрождения.
Кроме эгоизма, природу человека отличает свобода. Указанная свобода проявляется в возможности поступать как угодно. Если средневековая христианская философия утверждала свободу человека в рамках Божественного Промысла, то Макиавелли формулирует иное понимание человеческой свободы. Мыслитель стоит на позиции, что судьба человека не является «роком», а «фортуной».
- С одной стороны, «фортуна» отличается непредсказуемостью,
- с другой стороны, человеку предоставляется возможность самому определять свою судьбу.
В отношениях с фортуной человеку стоит быть смелым, чем осторожным. Макиавелли в этом смысле поддерживает авантюризм человека.
Человек, по мнению Макиавелли, должен выражать себя в деятельности, которая согласованна с разумом и волей. Человеку необходимо удовлетворять свои потребности и цели, свою заинтересованность в чем-либо. Такая деятельностная направленность человека понимается мыслителем как доблесть.
Доблесть присуща не всем людям, а лишь единицам. На основе этого происходит деление общества на более успешных и менее. Люди, обладающие доблестью, являются примером для подражания. В этой своей мысли Макиавелли находится в общем русле оценок места человека в мире как исключительного, что присуще в целом эпохе Возрождения.
Государство, власть и образ государя
В основе государства, с точки зрения Макиавелли, лежит эгоизм человеческой природы. Оно служит для ограничения этого эгоизма, организует разрозненное общество. Движущая сила, приведшая людей к формированию идеи государственности – инстинкт самосохранения.
Среди форм государственного управления Макиавелли особенно отмечает монархию. Хотя также и выражает республиканские идеи. Монархия мыслителем ценится в большей степени из-за того, что здесь основной ответственной силой является единоличный государь.
Макиавелли формулирует так называемое учение о «новом государе». Согласно с ним, государь должен опираться в своих решениях не на подчас абстрактные выкладки и концепции философии и теологии, но должен руководствоваться событиями реальной политической жизни. В этом случае, он понимает, что человек представляет собой единство доброго и злого и воздействовать на него нужно в соответствии с тем, что доминирует в тот или иной момент. Поэтому Макиавелли не против метода «кнута и пряника».
Государь в концепции Макиавелли одновременно добр и благодетелен, но одновременно с этим и не чурается злых поступков для достижения блага. Многие исследователи в связи с этим называют политическое учение Макиавелли «имморализмом», что не вполне точно, т.к. мораль и власть здесь разводятся как две совершенно несовместимые вещи. Мыслитель не является «певцом» насилия, он только лишь говорит о необходимости жестких властных мер для поддержания порядка в государстве.
Кроме того, в политической философии имеется термин «макиавеллизм», который доводит до предела положения, высказанные Макиавелли. Макиавеллизм является такой формой правления, которая предполагает применение любых средств для достижения цели.