Русский позитивизм $19$ века – одно из наиболее заметных явлений в русской философии, социологии, юриспруденции. Своё начало на русской почве позитивизм, тогда ещё «контизм», берёт в $40$х года $19$ века.
Причиной принятия и усвоения учения позитивистов становится поиск альтернативы гегельянской философии. Это своего рода реакция на абстрактные конструкции немецкой классической философии. Мода на философию Гегеля постепенно заканчивалась, открывая дорогу позитивизму и естественным наукам.
Как заметил В. С. Соловьёв:
«пройти через культ естествознания после гегельянских отвлеченностей было необходимо и полезно для всего русского общества в его молодых поколениях».
Н.П. Огарев
Демократическая и университетская среда доброжелательно восприняла и распространила позитивизм. Н. П. Огарёв, пребывая в Париже в $1844$ году, слушал публичные выступления О. Конта. Это побудило его продолжить посещать лекции французского мыслителя, написав о своих впечатлениях своему другу Н.Х. Кетчеру:
«намерен принудить себя читать Конта «систему философского позитивизма». Лекции его в прошлом году произвели огромное впечатление».
Свой интерес к позитивизму Огарева и свои положительные оценки его исторического учения он фиксирует в работах: «Частные письма об общих вопросах», «Письма деревенского жителя».
Положительную философию, то есть позитивизм, он толковал с позиции материализма:
«под словом «философия» обычно разумеются общие мировые основания или общие основания целой группы явлений и потому человеческого разумения. Положительное понимание из существующих фактов выводит общий закон их существования».
Г. Белинский
В. П. Боткин – ещё один русский мыслитель, которому довелось посетить лекции О. Конта, по предположению, рассказав он них Г. Белинскому. Новое течение западной философии заинтересовало Белинского, после ознакомления с несколькими французскими статьями на эту тему, он написал письма В. Боткину:
«Конт – замечательный человек, но чтоб он стал основателем новой философии - далеко Кулику до Петрова дня! Для этого нужен гений, которого нет и признаков в Конте».
Русский критик выявил в трудах французского мыслителя его пренебрежительное отношение к философии:
«Конт уничтожает метафизику не как науку трансцендентальных нелепостей, но как науку законов ума».
Позитивизм и петрашевцы
А. И. Герцен писал:
«Наследники сильно возбужденной деятельности 40х годов, они прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье, в последователи Конта».
В нескольких трудах петрашевцев, а именно в письмах Спешнева к Хоецкому, речи Кашкина об общественных науках свидетельствуют о знакомстве с учением О. Конта.
В. Н. Майков также многократно ссылается на труды О. Конта, которого считали сторонником позитивистской философии. Вероятно, он был первым слушателем домашних лекции Конта, что нашло свое выражение в работах «Карманный словарь иностранных слов» и «Общественные науки в России», в которой он впервые упоминает имя Конта в русской литературе.
Н.Г. Чернышевский
В студенчестве с трудами Конта знакомится Н. Г. Чернышевский, в частности, с его работой «Положительная философия», который по-началу ему понравится, но затем он оставил своё мнение: «не вздор ли это». После прочтения статьи «Леность грубого простонародья» Чернышевский написал:
«О. Конта – основатель позитивной философии, единственной положительной философской системы у французов, верной научному духу, один из гениальнейших людей нашего времени».
Хотя Чернышевский не снимал своей критики по поводу контовских философских посторенний.
Уже к $60-70$м годам учение Конта с позиции поверхностного знания переросло в прочное закрепление на страницах русской периодики. Труды О. Конта хотя и запрещались цензурой, в печати реализовались значительные статьи на тему позитивизма Д. Писарева, Э. Ватсона, В. Лесевича. Число последователей Конта в русской интеллигенции качественно выросло в течение $70$х годов. Выпускаются работы «Что такое позитивизм», «Искусство, философия и религия с точки зрения позитивизма».