Идея богочеловечества
Идея богочеловечества имеет всецело христианское происхождение. С точки зрения философского осмысления она получила свое развитие в рамках русской философии, в частности в философии «всеединства» В.С. Соловьева.
Понятие богочеловечества Соловьев использует в описании процессов, происходящих в истории, а также своих политических и общественных воззрений. Богочеловечество – это цель истории.
Богочеловек – это одновременно и персонифицированный индивидуум и вселенский человек. Образ богочеловека дан в образе Христа, обладающего человеческой и божественной природами. Христос проявляет в соприродный нам мир божественную природу, поэтому человек становится ей сопричастен.
Понятие богочеловечества, его трактовка находит свое выражение в работе Соловьева «Чтения о Богочеловечестве». Здесь Соловьев говорит о том, что ни религия, утверждающая веру в Бога, ни секулярное общество со своей верой в человека не имеет целостной завершенности. Противоположные по смысловому содержанию религия и вера, по мысли Соловьева, должны соединиться в фигуре Богочеловечества.
Теория богочеловечества Соловьева имеет в своей основе соединение/ сравнение классической философской проблематики (вопросов о сути бытия, материи, духа и т.д.) с традицией христианской мысли (догмат о Троице, Ипостасях, Христе как Богочеловеке, Церкви и др.).
С другой стороны, Богочеловечество понимается Соловьевым и как Церковь. Он осмысливает традиционное понимание Церкви как Тела Христова.
Однако учение Соловьева о Богочеловеке не является всецело христианским. Многие теологи и философы охарактеризовали его мысль как философское умозрение, при этом не являющееся предметом веры. Причиной тому то, что в основание Церкви как богочеловечества Соловьев кладет не идею о народе Божьем, а общество как историко-социологическое понятие, окрашенное в популярную в середине XIX века оптимистическую веру развития человечества по путям прогресса.
Теократическая утопия
Концепция богочеловечества Соловьева носит и практическую направленность; он создает теократическую утопию.
Свою политическую концепцию мыслитель начинает формировать под влиянием идей славянофилом и с осмысления средневековой русской идеи «Москва – Третий Рим». В последствие он отходит от этих идей. Свою либеральную идеологию теократического государства Соловьев пытался донести не только до российского императора, но и до Папы Римского.
Началом появления теократического государства является объединение двух христианских церквей: католической и православной. Центром новой церкви выступает Рим, но светская власть переходит к русскому царю. Объединение церквей, с точки зрения Соловьева, должно произойти по инициативе католичества, т.к. он считает ее единственной независимой от воли светского государства вселенской церковью.
В процессе формирования нового государства ключевая роль отводится России. Русский народ Соловьев считает мессианским народом. Причина в том, что русский народ религиозен и в нем крепка идея о создании всеобщей монархии во главе с русским царем. Но русскому народу нужно избавиться от национального эгоизма и стать подлинно христианским народом, способным к объединению других национальных сообществ христиан.
Таким образом появляется вселенское теократическое государство. по мнению мыслителя идеалы христианства могут быть полностью выполнены только в рамках такой государственной формации.
Теократия включает три элемента:
- церковь – это ключевая структура нового государства, которой, в лице папы Римского, должны подчиняться все другие;
- государство – монархия, во главе которой стоит единоличный правитель, руководствующийся в своих действиях религиозными и морально-нравственными установками, волей церкви; цель существования государства – приближение Царства Божия, что выражается в подготовке человечества к состоянию богочеловечества;
- пророки.
Соловьев - сторонник «симфонии властей», т.е. духовного и совещательного единства светской и религиозной властей.