Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Славянофилы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Славянофилы
Определение 1

Славянофилы – русские общественные мыслители, сформировавшие мощное социальное и интеллектуальное движение в $40$е года $19$ века, которое было ориентировано на формирование и выявление самобытности России, в отличие от Запада.

Замечание 1

Это поиск собственного, исторического пути развития, по которому Россия должна идти, выступая в качестве хранительницы и представительницы православной истины для тех народов и культур Европы, которые прозябают в ереси и атеизме. По их мнению, Россия относится к особому типу культуры, которая возникла на основе православия.

Славянофилы выступали с острой реакцией на эпоху Петра I и те европейские ценности, которые он привнес и закрепил в общественной культуре, бытие, науке, политике. Их стремление заключалось в том, чтобы раскрыть и доказать народу, что западные ценности чужды русской почве и нуждаются в оптимизации. Они делали упор на традиционные исторические идеалы с целью побуждения национального самосознания.

Помощь со студенческой работой на тему
Славянофилы

Характеристика славянофильства

Своими идейными источниками славянофилы По данной теме мы уже выполнили реферат Западники и славянофилы в прошлом и настоящем России подробнее признавали концепцию

  • «Москва – третий Рим», которую сформулировал псковский монах Филофей,
  • немецкую классическую философию: классический идеализм Шеллинга По данной теме мы уже выполнили реферат Герменевтика подробнее и романтизм Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее ,
  • а так же православное богословие.

Представители славянофильства: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. В. Чижиков.

В дальнейшем из этого литературно-религиозно-философского движения выделилось менее радикальное направление – почвенничество, с представителями в лице А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского. Так же в своё время к славянофильству присоединялись М.В. Ломоносов, Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, К. Д. Кавелин.

Такое разнообразие представителей данного течения говорит лишь о том, что поиск пути, концепции и развития России стояло на первом месте среди русской интеллигенции, общественных деятелей и выразителей идей Руси. Они сыграли важнейшую роль в формировании и становлении национального самосознания и патриотического настроения.

Основные идеи

Замечание 2

Свой основной акцент славянофилы ставили на русское крестьянство, в нем они усматривали «ключ национального существования», в котором –

«разгадка всех особенностей политического, гражданского и экономического быта».

От нравственного и умственного состояния крестьянства зависит успех и развитие страны, полагал Кавелин.

Поначалу славянофилы публиковали свои идеи и взгляды в журнале «Москвитянин» и в сборниках «Синбирский сборник», «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных». Собственные журналы и газеты стали издаваться лишь с середины $1850$х гг.: «Русская беседа», «Сельское благоустройство», «Молва», «Русь» и т.д.

И.В. Киреевский

Одним из главных теоретиков славянофильства был Иван Васильевич Киреевский ($1806-1856$), полагавший, что

«у нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества».

Его труды – фундаментальны для славянофилов, в которых он представил Схематичные темы славянофильства. Это основа славянофильской философии. Критика римского христианства. Киреевский даёт основания православного христианства. Обосновал возможности русской философии как собственно философии. Она основана на истинной религии и отношении веры и разума.

А.С. Хомяков

Хомяков Алексей Степанович ($1804-1860$) придерживался идеи провиденциализма, или иными словами, считал, что историческое развитие народов предопределено абсолютом. Но по различным причинам народ может отклоняться от верного пути и не реализовать свою миссию. Он понимал славянофильство в качестве исторического процесса развития народа, в котором стремился понять его смысл, специфику и историю. Так же важную роль в развитие течения Хомяков внёс своим принципом «соборности», в котором он заключал идею «единство во множестве».

Несмотря на сильное стремление славянофилов разработать, выявить идеологическую концепцию России и вернуть её на истинный путь развития в лоне чистой русской церкви, объединить с началами народной жизни и фундаментальными источниками бытия России – однозначного и оформленного понимания русской миссии и пути славянофилы так и не достигли. Разнообразие представителей славянофильства вело к тому, что они по-разному видели природу Самодержавия, исторические смыслы и события, новые цели. Этот плюрализм мнений мешал течению, а после смерти его идейных фигур, оно стремительно начало терять свои мировоззренческие ориентиры, тем самым породив множество самостоятельных и различных движений.