Схоластика – это направление религиозной философии IX-XV веков, связанное с попыткой логическим путем обосновать христианские религиозные догматы и существование Бога.
Понятие схоластики и ее особенности
Схоластика возникает в девятом веке нашей эры в связи с появлением в Европе первых университетов, развитием образования, а также постепенным переходом от использования философских трактатов Платона и неоплатоников, к философии Аристотеля, ее повторным «открытием» в рамках уже христианской цивилизации.
Основателем схоластики считается Северин Боэций живший на рубеже V-VI веков, который не только заложил основы методологии и проблематики схоластов, но считался также «последним римлянином» непосредственным наследником и продолжателем философских идей античных школ – неоплатоников, стоиков и др. Огромной заслугой Боэция является перевод трудов Аристотеля с древнегреческого языка на латинский, который открыл доступ к ним для широкого круга как богословов, так и философов. Наконец именно Боэций сформулировал и поставил проблему «универсалий», различения сущности и существования и иные проблемы, определившие направление развития схоластики вперед на века.
Схоластика представляла собой альтернативу религиозной догматике, и в тоже время служила ее интересам. Схоласты признавали приоритет истин веры, над истинами разума, однако стремились обосновать христианские догматы с помощью инструментов разума и философии, в первую очередь логики, а позднее с привлечением науки и познания. Схоластика таким образом выступала наследницей античной философии и противостояла мистике, полагавшей, что любое познание, в особенности религиозных истин, возможно лишь в ходе божественного откровения, в то время как любое знание, полученное вне его, будь то чувственным или рациональным путем – ложно.
Однако и внутри схоластики проходила напряженная философская борьба, главным рубежом которой являлся спор об «универсалиях».
Универсалии – это схоластический термин обозначающий общие понятия, аналог «идей» у Платона.
Основная проблема универсалий заключалось в том, что необходимо было определить являются ли они объективно существующими субстанциями, или же напротив, универсалии есть не более чем абстракции формируемые в процессе познания мира человеком. Было сформировано три основных философских позиции, раскрывающих данный вопрос:
- реализм (Аврелий Августин, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.);
- номинализм (Росцелин, Иоганн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др);
- концептуализм (Пьер Абеляр).
Позиция реализма
Реализм наследовал традиционную позицию платоников и неоплатоников, философией которых проникнуто все ранее христианство. Главным выразителем этой позиции, сформировавшим само направление реализма, был Иоанн Скот Эуригена – философ-неоплатоник IX века.
Эуригена стремился достичь синтеза философских и религиозных идей. Главной задачей человеческого разума он полагал постижение бога и толкование священного писания, поскольку бог с его позиции являлся основой и источником всего, что есть в жизни человека и в мире. Для обоснования церковных догматов Эуригена использовал диалектику, с помощью которой он раскрыл и разделил природу бога на четыре части:
- природа нетворимая и творящая – есть бог как творец и создатель вселенной, начало всего;
- природа творимая и творящая – это производное бога, божественный ум, который выступает посредником между богом-творцом и его миром;
- природа творимая, но не творящая – есть мир, как результат деятельности бога, во всех его чувственных проявлениях, в котором живет человек;
- природа нетворимая и нетворящая – также бог, но уже как конец и завершение всего, высшая цель.
Исходя из своей диалектической концепции Эуригена сформулировал и основное положение реализма – общее предшествует единичному, т.е. универсалии как идеи о вещах, предшествуют в своем появлении самим вещам, а значит являются объективно реальными.
Данная концепция поддерживалась и развивалась всеми реалистами. Так Фома Аквинский полагал, что универсалии существуют в трех качествах – в качестве объективных идей в боге, до возникновения самих вещей; в самих вещах, как реализованных идеях, в качестве их сущности; после вещей, в логическом мышлении человека, в качестве абстрактных понятий.
Позиция номинализма
Если реализм исходил из реальности универсалий, отчего и получил свое название, то номинализм полагал универсалии лишь именами (номосами). Виднейший представитель раннего номинализма Росцелин, сформулировал его главные тезисы. Росцелин полагал, что мир состоит лишь из единичных вещей, вне которых не существует ничего. Ни абстрактные понятия, ни виды, ни даже свойства и признаки не имеют никакого самостоятельного бытия, а жестко прикреплены к тем предметам, в которых они существуют (нет формы вне предмета, равно как и нет мудрости вне мудрой души).
Сами же универсалии, общие понятия являются не более чем словами, т.е. звуковыми колебаниями, которые издает человек с помощью своего голоса. Росцелин оказался настолько последовательным в развитии своих идея, что покусился на основные догматы церкви – в частности он отрицал единство троицы, указывая что по факту христианский пантеон состоит из трех отдельных богов (бог-отец, бог-сын, святой дух), а также отвергал тезис о церкви как едином теле Христа, поскольку никакого «единого тела» быть не может, ведь церковь лишь совокупность совершенно отдельных и самостоятельных индивидуумов. Безусловно подобные размышления были признаны опасными и объявлены еретическими, что значительно подорвало авторитет номиналистов и ограничило их возможности по развитию своей философии.
Однако исторический прогресс неумолим и уже к концу схоластического периода номинализм одерживает уверенную победу над реализмом. Иоганн Дунс Скот формулирует представление об абстрактных и конкретных понятиях, первые из которых есть результат мыслительной деятельности, а вторые итог чувственного познания вещей, Уильям Оккам выдвигает свой знаменитый принцип «бритвы Оккама» - «не следует преумножать сущности без необходимости». Работы номиналистов позволяют освободить философию из-под гнета религиозных догматов и отделить от церкви, что завершает эпоху схоластики и формирует предпосылки эпохи Возрождения.