Гносеология – наука о познании
Гносеология являет собою один из трех «китов», на которых стоит философская наука. Именно гносеология формирует мировоззрение человека, составляющее основу нашего бытия. Посредством методов, которые предлагает нам данный раздел философского знания, человек не только изучает и познает существующий мир, он пытается выйти за грани мирского бытия и выйти на новый, метафизический уровень.
К двум иным «китам» относятся онтология – наука о бытии, аксиология – философская дисциплина о ценностях.
Существует несколько основных теорий познания. К таковым относятся: эмпирическое познание и рациональное.
Эмпирический уровень познания характеризуется восприятием всего мира и «объективной» действительности посредством чувственного и эмоционального ощущения бытия.
Главным ориентиром в данном познании является вера в объективную реальность, которую мы ощущаем.
Рациональный уровень познания является более глубоким и научным, так как он ориентируется на знания и логические способности делать верные умозаключения.
Посредством рационального уровня познания мы можем узнать подлинную истину, а не иллюзорную действительность. Тем не менее, один уровень познания не может существовать без другого, а точнее знания, добытые на одном уровне не будут верными, если не подтвердятся вторым.
Идеализм и материализм – категории бытия
Идеализм и материализм – это два уровня человеческого бытия, две совершенно противоположные мировоззренческие позиции человека с западным типом логического мышления.
Понятие «идеализма» включает в себя весь внутренний мир, духовную и душевную составную человеческого бытия. Понятие «материализма» являет собою ориентацию на внешний мир, мир материи, где основными ценностями человеческой жизни будут материальные блага и достаток.
Западная философия напрочь разделяет данные понятия, так как следует Аристотелевской логике. Восточная философия подразумевает единость бытия, вследствие чего бинарные оппозиции попросту исчезают.
Как мировоззренческая позиция идеализм доминировал в западной традиции до конца $18$ века, до отхода Л. Феербаха от данной позиции. Этот переходной период привел на вершину славы материализм, который, к огромному сожалению, доминирует успешно и в современном нашем социокультурном окружении.
Познание духовного
В современном мире понятие духовного является многогранным и многозначным. Тем не менее, под духовным мы понимаем все то, что продуцировано человеком в идеалистической парадигме: ценности, номы, моральные установки и ориентиры, традиции, обычаи.
Духовное по своей сущности не познаваемо. Это напрямую связано с тем, что духовное не является целостной системой, которую можно принять и познать. Духовное является совокупностью различных продуктов человеческой идеалистической деятельности и каждый человек будет сам выбирать, что ему следует познать и принять, а что следует отвергнуть.
Важно понимать, что духовностью мы называем также и интеллектуальную человеческую составную. Именно поэтому «высокий» интеллект является необходимым элементом не только субъекта, но и объекта познания. Человеческая деятельность на протяжении всей жизни направлена на познание.
Наше познание духовности заключается в вырабатывании определенных норм и качеств, которые могли бы вывести общество на новый уровень социокультурной взаимосвязи.