Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей

Все предметы / Философия / Основные сферы жизнедеятельности общества / Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
Содержание статьи
Определение 1

Наука представляет собой особую форму духовного освоения действительности с целью получения объективных, системных, достоверных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, технике и о самом познании.

Три способа понимания науки

Наука обычно понимается в трех смыслах:

  1. Наука как особая форма познания.
  2. Наука как особая форма знания.
  3. Наука как социальный институт.

Основные особенности научного познания (критерии научности)

  • Главная задача науки — нахождение законов, действующих в реальности, к которым относятся устойчивые повторяющиеся объективные связи между природными элементами (природные законы), элементами общества (общественные законы), между различными аспектами познания (когнитивные законы) и т.д. Из этого следует, что реальность в науке предстает в идеализированном обобщенном виде, с выделением наиболее существенных ее свойств.
  • Нацеленность познания на получение объективной истины. Объективность науки проявляется в том, что ученый стремится очистить процесс исследования и оценку его результатов от субъективизма, догматики, претензий на абсолютную правоту. В реальности на деятельность ученого влияет множество факторов от его личных интересов и самочувствия до политической и социальной обстановки в стране.
  • Прикладная ориентация науки. Научное познание направлено на получение таких результатов, которые могут использоваться в практике, иметь общественно полезное значение. Знание объективных законов и закономерностей позволяет человеку оказывать влияние на действительность, трансформировать ее с целью обеспечения комфортных условий собственного существования, повышения эффективности деятельности в различных отраслях производства и удовлетворения общественно значимых потребностей.
  • Прогрессизм, который предполагает непрерывное самосовершенствование и обновление языка науки, ее методов, теорий и концепций. По мере развития науки происходит совершенствование ее методов, расширение ее понятийного аппарата, углубление теоретического арсенала. Наука сводится к теоретической интерпретации эмпирических (опытно-реальных) фактов. Поэтому процесс развития науки – это эволюция способов и путей теоретического объяснения фактов.
  • Использование в научной деятельности специфических материальных средств, к которым относятся научное оборудование, инструменты, приборы. Среди них нередко встречается сложное и дорогостоящее оборудование, наиболее ярким примером которого служит адронный коллайдер. Также, в науке целенаправленно используются не только материальные, но и мыслительные инструменты познания, к которым относятся формальная логика, диалектика, синергетика, восхождение об абстрактного к конкретному, индукция, дедукция и др.
  • Научное познание отличается строгой доказательностью, достоверностью выводов и обоснованностью результатов. Наука развивается через выдвижение гипотез, их эмпирическую проверку и логическую верификацию, и формулирование теоретических и концептуальных обобщений. Для соблюдения указанных условий ученый должен в совершенстве владеть методами научного познания, знать логику и ее законы, быть знакомым с философскими основаниями своей отрасли научного знания.
  • Непрерывная методологическая рефлексия. Она предполагает, что изучение тех или иных материальных или нематериальных объектов, изучение их структуры и их взаимоотношений со средой должно сопровождаться отслеживанием самих процедур исследования, контролем над используемыми ученым методами и средствами.
Замечание 1

Наука как особая форма знания представляет собой, систему. Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему основанную на фактах знаний о законах, действующих в реальности (как материальной, так и духовной).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владимир Ерохин

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис