немецкой классической философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Основные представители немецкой классической философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Немецкая классическая философия – это период в истории философии, который начинается в конце ХVIII века и заканчивается в первой четверти ХІХ века.
Этот период характеризуется развитием философии идеализма. Несмотря на то, что немецкая классическая философия занимает достаточно незначительные отрезок времени в контексте развития всей истории человечества, он являет собою вершину философского развития.
К основным философам данного времени относятся: И. Кант, Г. Гердер, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Гегель, Л. Фейербах.
Рассмотрим ключевые особенности взглядов философов в формате краткого реферата.
И. Кант
Иммаунил Кант создал логически последовательную философскую традицию, в которой он попытался дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия: «Что я должен делать?», «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?».
Кант полагал, что любое знание берет свое начало с опыта. Тем не менее, оно им не ограничивается. Он считал, что некоторые знания порождаются посредством познавательной способности человека. Эти знания являются априорными – доопытными. Данную трактовку философии Кант неразрывно связывал с решением определенных трудностей, которые обусловлены ограниченными возможностями рационального уровня познания. Данная ограниченность является следствием деления мира на феномены (явления), которые доступны знанию, и не познаваемые ноумены (вещи в себе). Наличие трудностей не свидетельствует о невозможности философского познания.
Критика разума И. Канта не должна останавливаться на аспектах теоретического разума, так как ее важнейшая задача должна базироваться на критике практического разума.
И. Фихте и Ф. Шеллинг
Философская традиция И. Фихте очень тесно связана с учением о деятельности, которое рассматривается как независимое начало, обладающее первичным характером. Субъект является единственной субстанцией. Высшим принципом деятельности служит закон нравственности. В своей философии, Фихте первым пытается рассмотреть проблему бессознательного.
Ф. Шеллинг рассматривает в подавляющем большинстве проблемы свободы и философию искусства. Одна из важнейших проблем гносеологии для него заключается в противоречии теоретического и практического.
Самоутверждение свободы является важным аспектом философии Шеллинга. Решается данная проблема посредством отделения его от абсолютного начала, которое является в свою очередь источником зла. Именно искусство способно разрешить данное противоречие.
Г. Гегель и Л. Фейербах
Гегель рассматривает духовную культуру человека как закономерное развитие и постепенное определение творческих способностей «мирового разума». Существует понятие «мирового духа», которое проявляется в духовном развитии индивида.
Гегелевский процесс познания трансформировался в самопознание абсолютного разума, который, по своей сущности, является идеей. Именно он постигает свое собственное нутро. Диалектика понятий определяет диалектику вещей.
Наибольшая заслуга Гегеля проявляется в новом понимании теории познания, логики, категориях философии.
Л. Фейербах является последним представителем немецкой классической философии. Тем не менее, до сих пор энциклопедическая литература не определила, стоит ли относить Фейербаха к немецкой классике. Это напрямую связано с тем, что именно этот человек первым отошел от классического идеализма и перешел к материализму. В своих докладах Фейербах критиковал взгляды Гегеля. Он пытался обновить таким образом философию. Природа является источником всего сущности, в то время как человек является частью природы, но его социальная среда не столь и важна.
Свою философию он подкрепляет критикой религиозного сознания, полагая, что оно основывается на вере в трансцендентное, вследствие чего это всего лишь фантастические образы. Религия Фейербаха – философия любви, которая отторгает любовь к божеству и приветствует любовь к человеку.