Понятие категорий сущности и явления
Сущность – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, которыми определяются основные черты и тенденции развития материальной системы, то есть это внутреннее содержание предмета, которое выражено единством всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Явление – это ряд конкретных событий, свойств или процессов, которыми выражены внешние стороны действительности и которые представляют собой форму проявления и обнаружения какой-либо сущности.
В мышлении категориями сущности и явления выражается потребность перехода и непосредственный переход от многообразия наличных форм бытия предмета к понятию, то есть его внутреннему содержанию и единству. Постижение сущности предмета и является задачей науки.
Категории сущности и явления всегда неразрывно между собой связаны. В мире отсутствует такая сущность, которая не обнаруживалась бы вовне и была бы непознаваемой, как отсутствует и явление, в котором не содержалось бы никакой информации о сущности. Сущность всегда спрятана за поверхностью явления, и чем глубже она залегает, тем труднее и длительнее оказывается ее познание в теории.
Явление значительно богаче сущности, так как оно состоит не только из внутреннего содержания и существенных связей между объектами, но и из всевозможных случайных отношений, особенных черт явления.
Явлениям свойственная динамичность и изменчивость, тогда как сущностью образуется что-то, что сохраняется во всех изменениях.
Проблема познания сущности
Познание сущности возможно только на основании абстрактного мышления и при создании теории исследуемого процесса. Оно является качественным скачком от эмпирического уровня к теоретическому, что связано с раскрытием преимущественно определяющего в предметах, законов их развития и протекающих изменений. Это сопровождается процессом перехода от описаний к объяснению явлений, к раскрытию их причин и оснований. Один из критериев познания сущности – точное формулирование законов движения и развития объектов и подтверждаемость прогнозов, выведенных как следствие из данных законов и условий их действия.
Задачи познания не заканчиваются на раскрытии сущности. Необходимо теоретически обосновать и объяснить сформулированные ранее законы, сферы их применимости и соотношение с другими законами. Решению данных вопросов способствует переход к познанию более глубоко залегающих структур материи или раскрытие системы более общих связей и отношений, в которую рассматриваемое явление включено как элемент. Это требует изучить более общие и фундаментальные законы бытия.
Любая наука только тогда начинает считаться зрелой и совершенной, когда она способна раскрыть сущность исследуемого ею явления и оказывается в состоянии предсказать их будущие изменения в области явлений и сущности.
Исследование механизма обособления сущности от существования, от форм бытия и приобретение этими формами мнимой и призрачной сущности, натолкнуло К. Маркса на формулирование концепции превращенной формы.
Маркс в своем труде «Капитал» продемонстрировал, что сущность вещи – это некоторая реализуемая в вещи и принципиально отличающаяся от нее идея, представляющая собой внутреннюю связь, единство всех эмпирических проявлений вещи.
Сущность представляет собой место рассматриваемого предмета среди других предметов, определяя все его специфические особенности.
Маркс, при рассмотрении каждой вещи и действительности в качестве исторического процесса, демонстрировал как именно в данном процессе заложена структура предмета – единство внутреннего содержания, то есть внутренних законов движения, и внешних, поверхностных явлений, которые непосредственно не совпадают и часто являются противоположными сущности.
Отделение в смысле расхождения формы проявления с внутренним содержанием, с сущностью, является результатом истории противоречий самой сущности. Совпадение и тождество сущности и явления может быть достигнуто только благодаря опосредованию сущностного содержания, посредством анализа промежуточных звеньев. Противоречие сущности, внутреннего закона и теории, которая его выражает с явлением и очевидным положением вещей разрешается в рамках восхождения от абстрактного к конкретному. При этом все предшествующие представления также учитываются в ходе формирования нового значения, они сохраняются в критической переосмысленной форме в качестве выражения поверхности явления. С этой стороны эмпиристски-позитивистская методология является выражением некритического отношения к эмпирии, отношения к вещам как они кажутся человеку, а не как они существуют на самом деле.
Агностицизмом неправомерно разорвана сущность и явление, сущность рассматривается в качестве непознаваемости, вещи в себе, якобы не обнаруживающейся в явлении и недоступной для познания.
С другой стороны, идеалистами сущности вещей приписывается идеальное, то есть божественное происхождение. Так как они считают идеальное первичным относительно материальных вещей и мире. В защиту этого говорят теории идеального мира общих сущностей Платона, томизма, абсолютной идеи Гегеля, современного неотомизма. Отдельные представители идеалистического направления отрицают объективность сущности, так как считают, что разумом диктуются природные законы, а явление они отождествляют с элементами мира, которые понимаются в качестве комбинации физического и психического, например, феноменализмом или эмпириокритицизмом.
Большинство направлений современной буржуазной философии видят проблему сущности и явления не в традиционном их виде, а трактуют нигилистически. Это наиболее отчетливо выражают неопозитивисты, которые признают реальными только явления и чувственные данные, все сущности не могут объективно существовать. Экзистенциализм отодвигает проблему сущности и явления из-за выдвижения не первый план проблем существования.