Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Антропология Л. Фейербаха. Г. Гегель и К. Маркс об отчуждении человека

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Антропология Л. Фейербаха. Г. Гегель и К. Маркс об отчуждении человека
Антропология Л. Фейербаха. Г. Гегель и К. Маркс об отчуждении человека

Антропология Л. Фейербаха

Антропологические воззрения Л. Фейербаха По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Фейербаха подробнее носят во многом материалистический характер, хотя он не считает себя материалистом. В свое время как философ он вырос на трудах Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , что впоследствии не помешало ему их критически переосмыслить.

Замечание 1

Фейербах считает, что единственными реально существующими вещами являются природа и человек. Он призывает отказаться от представления основой мира некой духовной субстанции, абсолютной идеи. В центр мироздания он ставит человека.

Свой анализ антропологической проблематики Фейербах начинает с рассмотрения религии. Он считает, что человек посредством религиозного мировоззрения объективирует себя, превращая в личность, в персонифицированного Бога. Итогом этого становится раздвоение человека, что происходит посредством установления связи с Богом как принципиально трансцендентной сущностью. Мысль имеет следующие оппозиции: Бог – вечен, человек – смертен и т.д. Даже свою природу человек представляет укорененной в божественном. Это не устраивает мыслителя в религии.

С одной стороны, Фейербах критикует религию, с другой стороны, он признает за ней положительное влияние, т.к. она фокусирует внимание человека на его внутреннем мире. Но все же итогом размышлений Фейербаха становится отрицание религии. В противовес он объявляет, что «человек человеку – Бог».

Человек исследуется Фейербахом связанным с природой. Он стремится восстановить связь человека с природным началом. Это им осуществляется с помощью утверждения того, что телесность человека является неотъемлемой частью его сущности. Человек при этом не материальное существо, а в большей степени психическое, чувственное. Сущность своеобразия человеческой природы кроется в его природности, в связи с миром реального, считает Фейербах.

Исходя из этого, и жизнь общества мыслитель представляет по аналогии с теми отношениями, что присутствуют в природе. Природы человека – это родовая характеристика общности, а не персональное понятие.

Отчуждение у Ф. Гегеля

Категория отчуждения в философии Гегеля является одной из ключевых.

Замечание 2

Под отчуждением Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее понимает то, как мировой дух посредством своего диалектического развития отчуждается в вещах мирах и в общественном устройстве.

Процесс отчуждения является обратной стороной движения мирового духа к самому себе. В целом, Гегель положительно характеризует процесс отчуждения.

В связи с характеристикой отчуждения Гегель формулирует известную дихотомию «господина» и «раба». Отношение между «господином» и «рабом» строится на основе диалектического противоречия. Разгорается спор двух противоположных самосознаний, мировоззрений, итогом которого становится победа одного из них. Один становится «господином» другой «подчиненным». «Господин» начинает жить «за счет» «раба». Но в ходе процесса отчуждения роли постепенно начинают меняться, «раб» начинает господствовать в складывающейся ситуации. Происходит смена ролей «господина» и «раба».

Отчуждение у К. Маркса

В рамках философии К. Маркса понятие отчуждения приобретает в большей степени социальный характер. С одной стороны, отчуждение – это приобретение товаром статуса относительной самостоятельности после его промышленного производства, с другой стороны, отчуждение – это «овеществление» человека, рассмотрение его как вещи.

По Марксу мировая история представляет собой постоянное отчуждение человека самого себя. Иными словами, человек перестает ощущать себя творцом произведенных вещей, сам мир и общество начинают представляться как нечто иноприродное. Вещь начинает противостоять человеку.

Замечание 3

Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее считает, что описанное отчуждение происходит в процессе труда. На это влияет две причины: во-первых,то, что человек не осознает себя в процессе труда как занимающимся творчеством, во-вторых, предмет труда, его необходимость оценивают как родовой признак человечества в целом.

Понятие отчуждения использовалось Марксом для характеристики капиталистического общества и положения в нем человека, выступающего работником.

comments powered by HyperComments