Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)

Понятие философии имени

Определение 1

Философия имени – это одно из течений в русской религиозной философии, которое получило развитие в работах Флоренского По данной теме мы уже выполнили реферат П.А. Флоренский. Его роль в развитии философии, науки,эстетики подробнее , Булгакова, Лосева, Эрна и др., которое сформировалось на основании споров об имяславии, ведущихся в рамках русского православного богословия и монашеской практики.

Афонская смута, или богословский спор относительно имяславия начался в момент публикации книги схимонаха Иллариона «На горах Кавказа. Беседа двух старцев-подвижников о внутреннем единении с Господом чрез молитву Иисус Христу, или Духовная деятельность современных пустынников».

Центральное место в этом труде отводится описанию особого состояния, которое испытывает каждый человек, читающий молитву. Базируясь на теории и практике исихазма, то есть паламизма, Илларион утверждает, что аскет, который выполняет соответствующую систему упражнений, способен достичь состояния экстаза, в котором увидит излучение, исходящее от Бога, так называемый «Фаворский свет», то есть свет, который, по Евангелию, увидели апостолы на горе Фавор. Григорий Палам трактовал такой свет в качестве энергии, исходящей от Бога, в качестве самопроявления Бога, доступного человеческому восприятию, тогда как сам Бога абсолютно недоступен для людей. Паламизм – это официально признанное учение православной церкви.

Религиозная русская философия – это одно из направлений в истории русской философии XIX-XX веков, сформированное на гребне православного духовного возрождения второй половины XVIII века. Позже оно получило широкое распространение среди выдающихся отечественных философов и русского зарубежья. Русская религиозная философия угасла как традиция в конце ХХ века, когда ушли из жизни крупнейшие ее представители в русском зарубежье, а также такие мыслители, как Лосев, Аверинцев, Мень, которые проживали на территории СССР.

Сергей Николаевич Булгаков

С.Н. Булгаков – выдающийся отечественный философ, богослов и православный священник, экономист. Именно он разработал учение о Софии Премудрой Божьей, за что был осужден Московской Патриархией в 1935 году, но в ереси не обвинялся.

Булгаков говорил о связи религии с философией, утверждая при этом, что философия должна играть роль служанки, но не богословия, как это было принято в Средних веках. Философия занимается исследованием мира с использованием данных чувственного опыта, которые должны соединиться с религиозным опытом, чтобы было получено полное знание.

Религиозно-философская онтология Булгакова была впервые им сформулирована в двух его трудах – « Философия хозяйства» По данной теме мы уже выполнили реферат Философия экономики подробнее и «Свет невечерний». Булгаков основывался на концепции, что Бог – абсолютный, всеединый и ничего вне Бога существовать не может. Бог сотворил мир из ничего, тем самым определив бытие сотворенных им вещей. Мир весь пронизан божественной энергией, которая и является основой его бытия. Бог реализует в Бытие себя, сотворяя мир он воплощается в нем, то есть мир в этом смысле – это становящийся Бог.

Бог и мир соединены и между ними расположена София – тип идеального мироздания, предмет любви Бога, некое всеединство, приемлющее любовь Бога, воплощение вечной женственности. София является органическим единством идеи всех сотворенных существ. Булгаков говорил, что у любого существа есть своя идея, являющаяся его сущностью. Поэтому у любого живого существа есть две стороны:

  • отрицательная – материя, низший субстрат;
  • положительная – София, идеальная.

Мир представлен иерархией идейных существ, каждое их которых хочет получить софийное осияние, преображение в красоте, что может быть достигнуто под руководством Софии, выступающей как универсальная, инстинктивное бессознательная или сверхсознательная душа мира.

П.А. Флоренский

Еще один крупный представитель религиозного направления – философ и священник П.А. Флоренский

Флоренский рассматривал мир в качестве единого взаимосвязанного целого. В соответствии со взглядами Флоренского целостный мир – антиномичный, то есть состоит из противоречий, например, хаотичности и логичности мира, единства и прочного Бога и пр.

Знание непосредственно открывается разуму. Флоренский продвигал идею того, что в будущем из-за новейших технических открытий люди смогут найти новое понимание взаимоотношений между духом и материей, сделают новые открытия, касающиеся относительности и непостоянства времени и пространства.

Замечание 1

Идеи Флоренского были подтверждены открытиями в области квантовой механики, теорией относительности Эйнштейна По данной теме мы уже выполнили реферат Альберт Эйнштейн подробнее и прочими открытиями в области физики и математики.

Особенность религиозно-философской позиции Флоренского заключается в том, что он стремится найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматов и авторитетов.

Центр всей религиозно-философской проблематики Флоренского П. – это метафизическое всеединство и софиология. Смысл этого – построение конкретной метафизики, базирующейся на собирании мирового научного и религиозного опыта, то есть цельная картина мира посредством узрения соответствия и взаимного просвечивания разных слоев бытия. Каждый слой отражается в другом, узнает и выявляет ряд родственных оснований. По Флоренскому физический мир двойственный. Космос представлен борьбой двух принципов – хаоса и логоса. Логос является не просто разумом, но и культурой, как системой ценностей, которая и выступает предметом веры. Ценности такого рода вневременные. Природа по Флоренскому не является феноменом, не системой явлений, а подлинной реальностью, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Только в христианстве природа – не мнимое, не феноменальное бытие, не тень какого-то иного бытия, а живая реальность.

Алексей Фёдорович Лосев

А.Ф. Лосев– отечественный философ, филолог и переводчик, выдающийся деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук.

Вслед за Флоренским Лосев был сторонником имяславия: Бог – это не имя, но имя – Бог. В рамках исследования античной эстетики слова и символа он рассматривал философию имени в качестве изначальной сущности мира.