Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма

Определение 1

Релятивизм – это философская концепция полной относительности любых истин, знаний, представлений, методов, их зависимости от внешних условий.

Понятие релятивизма и его роль в философии

Релятивизм как философская методология, возник в противовес догматизму, т.е. стремлению абсолютизировать определенные знания, представления, морально-этические установки и развивался в постоянном противоборстве с ним. Первые релятивистские представления относят к древнегреческой философии, а именно к учению софистов.

Замечание 1

Фраза Протагора, «человек есть мера всех вещей», стала образным лозунгом релятивизма.

Первоначально релятивизм развивался в рамках онтологических представлений, в виде субъективного идеализма – учения о том, что мир представляется каждому человеку по-своему, а потому нельзя адекватно сравнивать между собой миры и мироощущения разных людей. Затем релятивизм охватил и гносеологию, став одним из столпов агностических концепций, скептицизма. Наконец релятивизм распространился на область морально-этических взаимоотношений, поставив под вопрос абсолютность моральных категорий добра и зла, справедливости, любви, красоты и т.д. В разное время методологию релятивизма развивали такие философы как:

  • Эразм Роттердамский,
  • М. Монтень,
  • Дж. Беркли,
  • Э. Мах и др.

В основе релятивизма лежит трезвое признание существования значительного разрыва между пространством абстрактных категорий, с помощью которых выражены положения философских и этических учений, в которых сформулированы научные знания, и пространством реальности. В отличие от идеализированных абстрактных понятий, реальные вещи и процессы никогда не осуществляются изолированно, они постоянно находятся во взаимосвязи с условиями окружающей действительности, а также в причинно-следственной связи с событиями прошлого и будущего.

«Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На практике невозможно исследовать мышление вообще, добро вообще, материю вообще, их абстрактная формулировка возможна лишь в сознании самого исследователя, в то время как реальное существование феноменов протекает в конкретном культурно-историческом пространстве. В науке данное положение нашло свое отражение в принципе системности, который призывает исследовать феномены не изолировано, а в их взаимосвязи с другими феноменами системы.

Однако релятивизм зачастую абсолютизирует сам принцип относительности доводя его до абсурдных значений, что приводит к невозможности не только познания мира, но и самоопределения человека как такового, его полной отрезанности от общества и других людей, непреодолимой стеной относительности и несопоставимости картин мира в ряде экзистенциальных концепций.

Замечание 2

В связи с этим релятивизм с одной стороны помогает в преодолении догматизма и способствует дальнейшему развитию философского, научного знания, а с другой, гиперболизируясь, сам становится непреодолимой преградой, обесценивающей познание как таковое.

Сущность и принципы методологического анархизма

Родоначальником методологического анархизма является Поль Фейерабенд – австро-американский философ. Основной сферой интересов Фейерабенда выступала философия и история науки. Рассматривая процессы развития научного знания философ, как и многие его коллеги, отметил тот факт, что представление о постепенном накоплении и преемственном развитии научного знания во многом не состоятельно. Как и Кун он поставил под серьезное сомнение возможность выведения прежних научных представлений из современных теорий и гипотез, указав на невозможность их сопоставления между собой из-за кардинально различного подхода к осмыслению мира. В методологическом плане Фейерабенд почерпнул из истории науки тот факт, что никакая методология не оставалась абсолютной на протяжении всей истории развития человечества, любая из них рано или поздно достигала своего предела и сменялось более новой.

Обобщая выявленные факты и противоречия Фейерабенд выдвинул собственную методологическую концепцию развития науки как зоны свободного творчества. С точки зрения философа, любые догматы, любое общепризнанное знание является препятствием для развития новых научных идей, а потому должно быть ликвидировано, т.е. и у исследователя, и у потребителя научных знаний, должна быть полная свободы выбора подходящей лично для него картины мира. Идея методологического анархизма покоится на двух основных принципах:

  • полиферации,
  • несоизмеримости.

Принцип полиферации предполагает необходимость постоянного создания новых теорий и концепций, которые противоречили бы текущим точкам зрения на мир и происходящие в нем процессы, давали бы все новые и новые интерпретации фактам. По сути каждый ученый или даже каждый человек, должен был бы создать собственную теорию мира, сколь угодно безумную и фантастическую. Взаимодействие и конкуренция данных теорий способствовала бы общему прогрессу научного знания.

Принцип несоизмеримости отстаивает право на существование всех возможных теорий и концепций, их защиту от внешней критики в следствии невозможности выстроить единую систему аргументов и фактов, на основе которой приверженцы одной теории могли бы критиковать другую, поскольку для сторонников каждой из стороны конфликта аргументы противника могут во приниматься как несущественные или вовсе абсурдные. Абсолютизируя принцип несоизмеримости можно сказать о том, что каждый ученый создавал бы собственную научную парадигму не сопоставимую с парадигмами других мыслителей, что делало бы ее полностью неуязвимой.

Значение методологического анархизма

Поль Фейерабенд при создании методологического анархизма вскрыл ряд существенных противоречий и недостатков современной теории науки, в том числе ее представления о кумулятивном характере накопления знания, существований неких абсолютных критериев его истинности, а также догматизированности современных теорий, из-за чего молодые ученые с взглядами, отличающимися от догматов не могут получить свое место под солнцем научного признания.

Однако вместе с тем на практике методологический анархизм является неосуществимой утопией, положения которой противоречат сами себе. С одной стороны, концепция Фейерабенда стирает всякие границы между различными видами знания и не знания – между наукой, философией, религией, искусством и мистификацией. С другой, она не способна обеспечить собственной цели – стимулирования развития науки как области творчества, так как полная защищенность теорий от критике, в действительности ведет к установлению множества частных разнородных догматов вместо единого и общепринятого.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot