Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах

Биография Эпикура

Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Из практически трехсот произведений, которые были написаны Эпикуром, сохранилось только несколько фрагментов. Одним из источников знаний об этом философе являются сочинения Диогена Лаэртского, среди которых: «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и Лукреция Кара «О природе вещей».

В соответствии с записями Диогена Лаэртского, афинянин Эпикур – сын Неокла и Херестраты, родом с острова Самос, а с 14 лет начал проявлять интерес к философии. В 18 лет он переехал в Афины, когда афинян изгнали с острова Самос после смерти Александра Македонского, Эпикур отправился в Колофон к своему отцу, где прожил некоторое время и собрал себя последователей.

Готовые работы на аналогичную тему

В 32 года им была основана своя философская школа, изначально располагавшаяся в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н.э. – в Афинах. Эпикур в Афинах поселился со своими учениками в купленном им саду, поэтому эпикурейцев называли «философами Сада». Скончался Эпикур, как писал Диоген Лаэртский, от камня в почках в 271 или 270 году до н.э.

Отношения Эпикура с другими философами

Сохранившиеся труды Эпикура сводятся к трем значимым письмам к своим друзьям, восьмидесяти афоризмам, которые называются «главными мыслями», а также к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его сохранившихся работ.

Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур создал свою философскую систему, как противопоставленную академической.

Отдельные авторы древности упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в произведении «Жизнеописание Эпикура» утверждал, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении в качестве высшего блага. Сам Эпикур отзывался о других философах достаточно пренебрежительно, можно даже сказать презрительно.

Учение Эпикура

Эпикур делил собственную философию на три части:

  • каноника;
  • физика;
  • этика.

Эпикур свою теорию познания назвал «каноникой», так как ее основой являлось учение о критериях или канонах истины. Не согласившись с Аристотелем и Платоном, он считал первичным и главным критерием истины ощущения, в которых человеку дается жизнь. Разум, по мнению Эпикура, – полностью зависим от ощущений. Так как чувственное познание непогрешимо, то ошибки в познании или заблуждения проистекают из ошибочных суждений о том, что дается в ощущениях.

В канонике Эпикура также выделены и вторичные критерии истины, к которым относят предвосхищение, претерпевание и образный бросок мысли.

Предвосхищение – это понятие или общее представление, возникающее на основании чувственного восприятия из единичного представления.

Претерпевание – скорее критерий отношения к вещи, нежели критерий истины. Претерпевание служит основой для моральных оценок, соответствующих этическим принципам.

Образный бросок мысли – это интуиция, а главным признаком совершенного знания служит умение быстро использовать бросок мысли. [/Определение]

Эпикур в своем учении стремился дать практическое руководство для жизни, для чего ему необходима была физика, а для нее – логика.

В соответствии с учением Эпикура о природе, Вселенная – результат столкновения и разъединения атомов, кроме которых не существует ничего. Вселенная, по мнению Эпикура, - бесконечна.

В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которые не заботятся о мире и людях.

Замечание 1

Природные явления Эпикур объяснял схоже с физиками Нового времени, поэтому он считается отцом эмпирического естествознания.

Для Эпикура идеал человека – мудрец. Познание природы не является самоцелью, оно освобождает человека от страха суеверий, а также от страха смерти. Для Эпикура смерть – отсутствие ощущений.

Эпикур выделял естественные желания и пустые. Естественные желания могут быть необходимыми. Но не любое желание достойно быть удовлетворенным, так как некоторые из них могут повлечь за собой страдания. Поэтому мудрецу необходимо обладать определенной осмотрительностью.

Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, так как это приводило к неприятностям. К общественности он относился дружественно, но сдержанно. Эпикур говорил о необходимости жить неприметно, нужно не привлекать к себе внимание по жизни. Не нужно стремиться к славе, власти и богатству, нужно наслаждаться мелкими радостями – друзьями, вкусной едой и пр.

Эпикур говорил об идеи справедливости как общественного договора, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такой договор необходим для использования всех выгод совместного проживания в упорядоченном обществе. По Эпикуру, общество возникло именно из такого договора живущих уединенно и руководствующихся естественным правом людьми. Такой договор заключен, чтобы не причинять вреда друг другу.

Развитие речи Эпикур связывал с условиями окружающей среды. Так, он считал, что люди в разных географических местностях, под влиянием одних и тех же вещей издавали разные звуки, из-за разного влияния условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Иными словами, первые слова, которые произнес человек, различались, поэтому различаются и языки в мире.

Можно выделить несколько положений, соответствующих целостному учению Эпикура:

  • человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям;
  • человек – результат развития природы;
  • боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле;
  • человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека;
  • человеческая душа умирает вместе с телом;
  • умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука.
Замечание 2

В соответствии с Эпикуром, бог – существо бессмертное и блаженное. Он утверждал, что тот вид, в котором боги существуют, не проявляет никакого интереса к людям, они ничего не знают о существовании людей, а значит, не могут наказать человека ни в жизни, ни после смерти.

Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующим положениям:

  • боги существуют;
  • истинное знание о богах образуется предвосхищением;
  • обывательские представления о богах – ложные;
  • боги – бессмертные и блаженные, они пребывают в междумирии.