Философия Нового и Новейшего времени
Философия Нового и Новейшего времени – это период в развитии философской мысли, который подарил миру несколько выдающихся философов различных стран.
Несмотря на всю уникальность творческого вклада каждого из философов, можно выделить несколько главных черт и типологических особенностей философии этого периода:
- Данная философия выражает в своих мыслях масштабную историческую эпоху, цивилизационный смысл которой заключается в инициировании научно-технического развития на основании машинной техники, модернизации всех сторон человеческой жизнедеятельности, а также постепенное освобождение индивидов от крепостной зависимости, сословий, а также законодательном закреплении прав и свобод человека.
- Учение Ф. Бэкона о великом восстановлении наук, которое содержит критику схоластики, высокую оценку механических искусств, призывы к выработке дальновидной политики государства в отношении науки. Проект Бэкона, касающийся общества и государства, базирующихся на науке, а также другие утопии, в которых воплощены мечты о справедливом и разумном устройстве общества.
- Концепция прав и свобод человека, созданная философией, позже стала базисом для «Декларации прав и свобод человека и гражданина», конституции Америки, а в 19-20 вв., превратилась в краеугольный камень теории и практики демократии.
- Теория общественного договора, являющаяся фундаментальной для огромного количества концепций 17-18 веко, в конце ХХ века снова стала актуальным теоретическим и практическим направлением.
- Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая значительно повлияла на теорию и практику, сформировав зачатки теории парламентской демократии.
- Социальная философия, философия науки и человека, включающая суверенитет и просвещение народа.
- «Философия права» в качестве развернутой концепции свободы. Теория гражданского общества, то есть система индивидуально-группового взаимодействия людей на негосударственном уровне, и должна была формулировать и представлять ряд конкретных интересов личностей и общественных объединений.
- Нравственная философия – этика в качестве фундаментальной философской дисциплины, включает исследования морального чувства, связей морали с экономикой, новую этику в качестве философии практического разума.
- Ряд политэкономических и социально-философских концепций, направленных на оправдание, регулирование и гуманизацию отношений между трудом и капиталом, соответствующих больших и малых групп, социальных институтов и пр.
- Марксизм в качестве альтернативного, антибуржуазного варианта социальной философии и идеологии, с позиций которого определяются господствующие идеи.
- Позитивизм, который делал акцент на проблемах философии в истории в рамках научного и социального прогресса, выдвигает на первое место принцип индустриального общества, проверяемого опытом и практикой, рациональным знанием.
Метафизика Нового времени
Философией Нового времени был внесен существенный вклад в выработку фундаментальной картины мира, которая была тесно связана с математикой и естествознание, а также с метафизикой. Декарт, Паскаль и Лейбниц одновременно были и математиками, и выдающимися естествоиспытателями, а картина мира, созданная ими получила название естественно-научной. К середине XIX века философская и естественно-научная картины мира обособились, но на протяжении всего Нового и Новейшего времени философия, которая рассматривалась как целостная система, состоящая из философии природы, как системно-методологической части.
Для Декарта объединение математики с физикой и метафизикой, когда математика тесно сблизилась с физикой, обеспечив логический плавный переход от субстанции к телу, был типичен. Декарт объяснял движение, не используя допущение атомов и пустоты в качестве философско-метафизических понятий, при этом вытесняя понятие силы, а также отрицая постоянное место той или иной вещи.
Мир считали упорядоченным, починенным строгим законам движения и изменения, однородным, едиными, но поддающимся аналитическому расчленению и дальнейшему синтезированию.
Механизм в качестве подхода, базирующегося на трансформации механики в фундаментальную методологическую парадигму познания. Пик его популярности – 18 век и философия французского Просвещения. Естественное и искусственное сблизились, мир природных тел стал созданным Богом миром машин, а тело человека представляло наиболее совершенную машину.
Вещи природы и интеллекта, а также Я были уподоблены друг другу в том плане, что трактовались в качестве фиксируемых, исчислимых, разложимых. На базе идеи равноценности реального и мыслимого построена популярная в 17 веке идея об универсальном математико-логическом методе.
Учение о Боге тесно связано с философией природы и метафизикой Нового времени. Бог рассматривался в качестве первоисточника движения, который можно рассматривать даже в рамках естественно-научных законов движения, источника внутренней активности в материи, а также гаранта метафизического мирового единства.
Критика картезианского взгляда на мир, значительно повлияла на науку и философию Нового времени:
- защита атомизма Гюйгенсом и Гассенди посредством критика принципа беспредельной делимости и утверждение о необходимости допущения пустоты, с целью различения тела и пространства;
- критика сведения тела и пространства и утверждение непроницаемости тел и материи;
- попытки Лейбница преодолеть односторонность механицизма и утверждение более динамичной и живой картины мира – монадологии.
Огромное воздействие ньютоновской механики, особенно трактовка понятий материи, движения, пространства, времени – с позиций всеобщего принципа действия и противодействия, закона всемирного тяготения.
Философия жизни и прагматизм противопоставляли классические, традиционные, а также неклассические тенденции философского мышления. Неотомисты, неокантианцы выступали в защиты философской классики. Метафизические основы классики философской мысли критиковали представители позитивизма и неопозитивизма. Вместе с тем многие естествоиспытатели и философы поддерживали метафизику, традиции систематической философии и т.д.