Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия Климента Смолятича

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Философия Климента Смолятича

Фигура мыслителя

Климент Смолятич (ум. после $1164$ г.) явился вторым после Илариона, автора «Слова о законе и благодати, киевским митрополитом русского происхождения. Климент имел богословское образование, был монахом Зарубского монастыря на Днепре. К моменту назначения на митрополичье место Климент был известен в Киеве как высокоученый и ведущий строгую жизнь монах.

Назначение в $1147$ году Климента на киевскую кафедру стало закономерным ответом, с одной стороны, на сложившееся засилье греческих епископов в молодой русской церкви, с другой стороны, на смуту в византийской церковной иерархии того времени. В $1156$ году в результате борьбы за митрополичью кафедру Климент Смолятич был смещен.

«Послание Фоме»

Замечание 1

До нас дошло единственное произведение мыслителя «Послание Фоме». Оно частично испорчено: перепутана логика повествования из-за нарушения последовательности дошедших фрагментов, также большая часть текста Климента дошла до нас в комментариях его переписчиков.

Готовые работы на аналогичную тему

«Послание Фоме» Климента Смолятича указывает на то, что в русской мысли продолжают жить элементы первоначально воспринятой Русью византийской интеллектуальной культуры.

Источниками «Послания» являются труды византийских церковных мыслителей Григория Богослова По данной теме мы уже выполнили реферат Сковорода Григорий Саввич подробнее и Феодорита Кирского По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Гомилетические настовления в трудах святителя Григория Двоеслова подробнее .

Кроме чисто богословских вопросов «Послание» решает и политические вопросы, оно имеет прямую связь с борьбой вокруг митрополичьей кафедрой. В нем Климент отчасти обосновывает свое право на управление Русской Церковью и снимает с себя обвинения в славолюбии.

Теолого-философские идеи «Послания»

Ключевой вопрос, поставленный Климентом Смолятичем в «Послании», касается возможности расширенного толкования Библии. Мыслитель считает, что толкователь имеет право на понимание Священного Писания не только строго по букве, но и символически. Причем Климент отдает в большей степени предпочтение методику символического толкования. В этом он является продолжателем идей, содержащихся в «Слове о законе и благодати» По данной теме мы уже выполнили эссе Трактат Митрополита Иллариона :"Слово о законе и благодати" подробнее митрополита Илариона, в котором также речь ведется о преимуществе аллегорического метода толкования над буквальным.

Климент в некотором роде идет дальше митрополита Илариона, утверждая, что в толкованиях Библии можно опираться не только на богословие, но и на философию и не только на христианскую, а и на языческую, античную. Климент позиционирует себя как знатока древнегреческой философии (Платона, Аристотеля и др.) и литературы (Гомера и др.).

Касаясь историософии, Климент выделяет три этапа истории человечества, которые всецело основываются на книгах Библии:

  1. Завет – это дарование Богом обещания Аврааму о будущей благодати;
  2. Закон – этап, связанный с жизнью древних иудеев по «божественному закону», заповедям, открытым Моисею Богом;
  3. Благодать – это период, связанный с приходом в мир Иисуса Христа, дарованием Им «заповедей блаженств» и указанием пути к спасению, общению с Богом.

Законом смены эпох является отрицание последующим этапом предыдущего. Вершиной развития, дающего человеку свободу, объявляется эпоха Благодати.

Антропологические идеи Климента Смолятича

Климент Смолятич развивает мысль о том, что высшее предназначение человека – это познание Бога и Его Промысла о мире. Этому способствует, как считает мыслитель, познание природных явлений и вещей.

Замечание 2

Кроме этого, человек обладает свободой воли. Человек является творением Бога, о котором Он продолжает заботиться и после творения. Но свобода человека ограничена свыше. Человек должен соблюдать данные Богом заповеди и искать путь к общению с Ним. Вечной жизни, по мнению Климента, достоин каждый христианин независимо от времени принятия крещения.

Свобода человека, как утверждает Климент, на практике должно выражаться в нестяжательстве. Все усилия человека как духовные, так и физические должны быть направлены на обретение спасения. В рамках русской духовной культуры Климент Смолятич выступил первым, кто сформулировал идею нестяжательства.

comments powered by HyperComments