Ф. Ницше – это немецкий философ-литератор XIX века, один из известнейших философов неклассического периода.
Ницше и его влияние на европейскую философию
Творчество Ф. Ницше оставило глубокий след в философии и литературе XX века. Следы его идей видны в произведениях таких писателей, как А. Камю, Ж. П. Сартр, Ф. Юнгер, Ф.М. Достоевский, М. Булгаков, Бердяев, Соловьев и многие другие. Ницше поставил под сомнение все ценности, которые до этого признавали как таковые, добро и зло поменялись местами, «смерть бога» сняла с человека лишний груз ответственности, провозгласив создание «сверхчеловека», свободного от оков морали и закона, движимый волей к власти, использующий волю к власти по отношению к самому себе.
Основные труды Ницше, которые наиболее часто интерпретировались другими философами:
- «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»;
- «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»;
- «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»;
- «Воля к власти».
Одним из первых попытку проанализировать влияние Ницше на философию предпринял Л. Штайн. Он разбирал проблему «культа Ницше» и отдельные аспекты его философии. Штайн отмечал наивность Ницше в плане отображения развития европейского общества и государства. Штайн представляет теорию Ницше в виде упрощенной морализаторской схемы, в которой вместо привычных категорий добра и зла введены «мораль рабов» и «мораль господ». В такой интерпретации философия Ницше выглядит как наивный анахронизм, ничего не имеющий общего с научной теорией и культурой.
В советской литературе можно встретить мнение, что Ницше был «аморальным певцом насилия», который пропагандировал социальное неравенство, превосходство одного человека над другим, проповедовал войну и выступал за насилие и жестокость. Однако такой образ Ницше складывался во многом под влиянием идеологии фашизма.
Ницше и фашизм
Идеи Ницше нашли живой отклик в фашистской идеологии, но поняты были неправильно. Идеологи фашизма подчеркивали наличие прямой связи, преемственности между ницшеанством и фашизмом. Гитлер неоднократно посещал музей Ницше.
Фашизм заимствовал у Ницше идею сверхчеловека, однако принимать ее как идеологию превосходства не стоит. У Ницше сверхчеловек предстает как результат долгого и мучительного процесса самосовершенствования, развития и самоактуализации, для которого понятия добра и зла, закона и морали вторичны, поскольку он осознал сущность мира и свободы, а потому сам для себя мораль и закон. Появление сверхчеловека – это торжество духовной природы человека, это интеллектуал и подлинный творец.
В учении Ницше также понятие сильной и слабой расы, которой также воспользовались фашисты. У Ницше сильная раса представлена сверхлюдьми, теми, кто обратил свою волю по отношению к самому себе, и стремится к прекрасному. Слабая раса – это раса рабов, обывателей, тех, кто подчиняется власти, ее главная черта – стремление к обладанию, к богатству. Таким образом, понятие «раса» у него не этнологическое (национальность), а как категория различения людей прежде всего по моральным качествам. Сильная раса – сильные люди с гордой душой, с высокой степенью самоуважения, которые ради своих целей готовы пожертвовать всем, в том числе своим богатством и жизнью, слабые – это мелочные, малодушные люди, способные к самоунижению и унижающиеся перед другими, если то им будет выгодно.
Призывы к войне, которые фашисты восприняли буквально, у Ницше есть призывы к войне духа, к самосовершенствованию, борьбе со своей внутренней «тварью», слабостью, чтобы в конечном итоге внутри каждого из нас победил «сверхчеловек».
Лозунг националистов «Германия превыше всего» сам Ницше считал концом немецкой философии.
Есть, однако и общие черты у философии фашизма и ницшеанства. Так, они оба происходят из предшествовавшего немецкого романтизма, которая идеализирует прошлое, сакрализирует историческую почву и отторгает западную цивилизацию с ее либеральными идеями и капиталистическими ценностями. В обеих системах чувствуется трагизм, признание возможности идти на жертвы, волюнтаристское отрицание реальности. Кроме того, сторонники фашизма и Ницше оказывались людьми из одних и тех же социальных слоев. Выходцы из низших и средних слоев общества хотели почувствовать себя «людьми», поэтому проникались самыми радикальными идеями.
Таким образом, фашизм воспользовался идеями Ницше, но вырывал их из контекста, извращая, наделяя совершенно противоположным пониманием. Фашистам нужны были высокий интеллектуальный уровень, оригинальные и красивые идеи, подлинный аристократизм, поэтому вчитываться в «детали» не стоило.
Ницше и французская философия XX века
Во второй половине XX века Ницше становится очень популярным во Франции. Одним из исследователей его философии выступил Ж. Батай. Он выпустил работу по денацификации Ницше, проведя сравнение нацистской идеологии в Германии и философии Ницше, обильно ссылаясь на цитаты из трудов Ницше и факты из его биографии. Кроме того, он обращает внимание на безумие философа в конце его жизни. Для многочисленных исследователей этот факт становился аргументов против всей философской системы Ницше, однако Батай пытается взглянуть на нее по другому, представив его душевную болезнь как факт величия человека, его «бесценный дар человечеству», принесение себя в жертву, последний из доступных человеку актов познания. Батай также сделал прорыв в интерпретации идеи вечного возвращения Ницше.
Проблема безумия Ницше есть и у П. Клоссовски. Он выстраивает факты из жизненной биографии философа так, что они из очевидности становятся похожи на симуляцию болезни, показывая во всех поступках присутствие логики и смысла. Таким образом, грань между нормой и патологией размывается, философия предстает не столько как продукт, сколько как фактор его ухода в болезнь.
Значительное влияние оказал Ницше на М. Фуко. Одна из его работ – «Слова и вещи» показывает постановку проблемы, впервые сформулированной именно Ницше, таким образом Ницше у него выступает как философ, открывающий междисциплинарное пространств для исследований, в данном случае, философии и филологии. В центре внимания – идея знака, мир как интерпретация. Автор приходит к мнению: слово – это знак, слово остается, даже когда вещь исчезает, наука не столько изучает свой объект, сколько формирует его.