Идеализм (от греческого ιδέα – идея) – это течение философии, утверждающее первичность идеи, духа, совести, мысли, субъективного и вторичность материи, природы, объективного. Термин «идеализм» появился в начале XVIII века.
Основные виды идеализма
В зависимости от того, как понимается духовный принцип, различают два основных типа идеалистического мировоззрения:
- объективный идеализм,
- субъективный идеализм.
Объективный идеализм утверждает, что в основе всего сущего лежит идеальный духовный принцип, создающий мир и все сущее. Идеальное начало проявляется как объективированный разум, рассматриваемый по существу, вне и независимо от человека. Ум – это нечто трансцендентное (из другого мира) по отношению к сознанию. Объективные идеалисты берут своим первым принципом некую идею вообще, мировой безликий разум, именуемый «абсолютной идеей», «духом мира», «волей мира» и т.д. Идеальное начало, дух мира, по их мнению, творит все сущее.
Представители объективного идеализма:
- Платон,
- Фома Аквинский,
- Г.В.Ф. Гегель,
- Г.В. Лейбниц,
- Ф.В. Шеллинг.
Субъективный идеализм понимает сознание в его субъективности как идеальное начало всего сущего, то есть в его ментальных определениях как чувствительного и знающего. В основе этой формы идеализма лежит «Я», субъект, личность, человек. Субъективные идеалисты берут сознание субъекта, мыслящее «Я» в качестве первого принципа, затем выводят природу человеческого сознания, отрицая объективное существование людей, объекты реального мира, а также объективный характер закономерностей его развития. Исходя из этого, человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а только свои собственные ощущения и представления.
Философы-идеалисты
Идеализм Платона (платонического или дуалистического типа) основывается на резком противопоставлении двух областей бытия: мира созерцаемых идей, представляющих вечные и истинные сущности, и мира чувственных явлений, как неуловимого потока, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей иллюзорности видимого бытия, однако, оно имеет в этой системе независимую основу, не зависящую от мира идей, а именно материю, которая представляет собой нечто среднее между бытием и небытием.
У Дж. Беркли духовное существо, представленное с одной стороны божеством, а с другой – множеством тварных умов признается единственной основой всего; под воздействием божества на тварные умы возникают группы идей или представлений, некоторые из которых, более живые, более определенные и более сложные, являются тем, что мы называем тело или материальные объекты; то есть, физический мир может существовать только в идеях умов, а материя – лишь пустое отвлечение, которому независимая реальность приписывается только из-за непонимания философов. Эти два типа идеализма (Платон и Беркли) иногда называют догматическим идеализмом, поскольку он основан на хорошо известных положениях о сущности вещей.
Идеализм английской школы особым образом сочетается с сенсуализмом и эмпиризмом. Идеализм английской школы отличается от точки зрения Беркли тем, что не признает никакой духовной субстанции и какого-либо независимого субъекта или носителя ментальных феноменов; все, что существует, здесь сводится к серии идей или связанных состояний сознания без конкретных субъектов, как без реальных объектов. Эта точка зрения полностью сформировалась только в XIX веке Д.С. Миллем.
Идеализм немецкой школы представлен наиболее яркими философами. Чтобы избежать фатального для науки скептицизма Юма, Кант предпринимает свою критику разума и основывает трансцендентный идеализм, по которому доступный нам мир явлений определяется помимо его зависимости от эмпирического материала ощущений: в своем познаваемом качестве, априорными внутренними условиями всякого знания, а именно формами чувствительности (пространство и время), категориями разума и идеями разума. Все объекты доступны нам только их идеальной сущностью, которая определяется функциями нашего познающего субъекта, а независимая и реальная основа явлений лежит вне знания. Критический кантовский идеализм породил три новых типа трансцендентного идеализма:
- Абсолютный идеализм Гегеля,
- Субъективный идеализм Фихте,
- Объективный идеализм Шеллинга.
Главное различие между четырьмя типами трансцендентного идеализма (три вышеперечисленных типа + идеализм Канта) может быть прояснено в отношении главного вопроса о реальности внешнего мира. Согласно Канту, мир обладает полнотой содержания, которое остается нам неизвестным. У Фихте внешняя реальность трансформируется в бессознательную границу, которая подталкивает трансцендентного субъекта к постепенному созданию своего собственного идеального мира. У Шеллинга эта внешняя граница воспринимается или понимается как неясный фундаментальный принцип творческой субстанции, которая не является ни субъектом, ни объектом, а их тождеством.
Наконец, Гегель упраздняет последний остаток внешней реальности, а универсальный процесс, вне которого нет ничего, понимается немецким философом как безусловно имманентное диалектическое саморазоблачение абсолютной идеи. Главную идею философского идеализма, последнее слово которого было высказано в гегельянстве, можно ограничить указанием на то, что противоречие между идеальным и реальным, между мышлением и бытием, между внутренним и внешним, и т.д. здесь устранено латерально, в сфере чистого мышления, то есть все согласовывается только в абстрактном мышлении, а не в действии. Однако эта неизменная граница философского идеализма является границей самой философии, которая в гегелевской системе тщетно стремилась все заменить. Для реального оправдания идеализма необходимо обратиться к активной и практической реализации абсолютной идеи или истины, как в жизни каждого человека, так и в контексте всего мироздания.