Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «априори» в философии И. Канта

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Понятие «априори» в философии И. Канта
Определение 1

Априори – это знание, присущее человеку в доопытных формах и независимое от его взаимодействия с окружающим миром.

Развитие понятия «априори» в философии

В истории философии априори является достаточно многозначным термином, который по мере развития гносеологии неоднократно менял свое содержание. Впервые о возможности существования доопытного знания высказался Платон в рамках своей теории припоминания. Согласно ей человек получает знания не из наблюдения за окружающим миром, а из своей души, которая является идеальным образованием – идеей и содержит все возможные знания мира, однако забыла их после селения в человеческое тело. Правильно построенные размышления помогают душе припомнить имеющиеся у нее знания.

Сам термин априори был введен Аристотелем. Не разделяя гносеологическую концепцию Платона, он наделил его новым значением, выделяя два вида познания:

  • действия предмета из его причин, т.е. предпосылок, которое и определяется им как априорное;
  • причин предмета из его действий, т.е. последствий, которое обозначается как апостериорное.

Таким образом термин априори привязывается не к внутреннему или внешнему источнику знания, а к его временной расположенности до или после познаваемого события.

Замечание 1

Точка зрения Аристотеля остается доминирующей на протяжении всего Средневековья и развивается как в трудах европейских схоластов – Альберта Великого и Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее , так и арабских мыслителей – Ибн Рушда, Ибн Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее .

В Новое время гносеологическая проблематика выходит на первое место в с свете полемики рационализма и эмпиризма понятие априори приобретает новый смысл. Лейбниц в своих трудах ассоциирует его с врожденным, доопытным знанием которое дано человеку изначально и независимо от его восприятия окружающего мира. Оно имеет высшие формы и достижимо лишь с помощью умозрительных размышлений, в то время как все опытное знание апостериорно и зависит от самого восприятия реальности.

Теория познания И. Канта

В философии и науке Нового времени довлел механицизм. Благодаря достижениям И. Ньютона, его предшественников и последователей, представление вселенной как совокупности однородных материальных частиц, все возможные формы взаимодействия которых можно просчитать и описать используя законы механики и математическую логику было доминирующим, и принесло значительные плоды – естествознание активно развивалась, а его открытия трансформировались в практические изобретения. Однако уже в восемнадцатом веке стало ясно, что существует ряд фактов и явлений, список которых со временем лишь расширялся, объяснение которых в рамках механицизма было невозможно, хотя к этому предпринимались отчаянные попытки.

Так, например, для объяснения распространения света было придумано особое вещество – эфир, для обоснования теплового излучения – газ теплород, для магнетизма – существование силовых линий магнитного поля. И все же механицизм, а вместе с ним, и эмпирическая позиция в гносеологии уже не могли полностью удовлетворять потребностям философов и повсеместно начались поиски новой системы объясняющей логику и механизмы познания окружающего мира. Одна из таких систем была создана Кантом.

Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее по его собственному выражению совершил «коперниканский переворот» в теории познания, т.е. предположил, что не наше познание зависит от окружающего мира, а наоборот воспринимаемый окружающий мир зависит от особенностей человеческого познания. Кант предположил существование двух миров:

  • мир вещей самих по себе,
  • мир явлений.

Кант отказывает от абсолютизации роли человеческого восприятия и даже опыта в процессе познания. Реальный, действительный мир – это мир вещей самих по себе. Вещи этого мира, включая самого человека, закрыты от их непосредственного восприятия несовершенством и субъективностью органов чувств человека, их сущность остается непознаваемой. Та же часть вещей, которая предстает перед человеком – не более чем явление этих вещей в восприятии познающего. Утверждая существование человека в мире явлений, Кант говорит о том, что наше знание соответствует вещам не потому, что оно объективно, а потому, что наше восприятие вещей подстраивается под наше познание и представление о них.

Похожая аргументация лежит в основе субъективного идеализма, согласно которому каждый человек находится в плену собственных иллюзий и единственным реально существующим объектом в его мире является лишь он сам, а все остальное не более чем порождение его разума. Однако размышления Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее уходят значительно глубже. В отличии от субъективных идеалистов он не отрицает познавательного значения опыта, однако дополняет его. Помимо опыта на человеческое познание окружающего мира накладывает свои рамки априорные формы и априорные суждения.

Значение понятия априори в гносеологии Канта

Термин априори в философии Канта вновь меняет свое значение. Он обозначает не врожденное, предельное, а потому истинное знание как у Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее , а знание всеобщее и необходимое, которое лежит за пределами опыта. Как, например, знание о математических правилах – кем и в каких бы условиях не суммировалось 2+2 решение данного уравнения всегда будет одним и тем же. И все же априорное знание не является знанием как таковым, оно не дано человеку в готовом виде, а задает лишь необходимую форму восприятия и конструирования действительности, конкретное же содержание этой формы заполняется человеком в процессе опытного познания. Т.е. хотя математические правила и даны априорно, наполнение их конкретным содержанием происходит лишь в процессе практического взаимодействия с предметами, или обучения арифметике.

К числу априорных Кант относит знания о всеобщем – т.е. все те законы природы, которые невозможно обосновать на основании индуктивной логики, через суммацию результатов бесконечного числа единичных опытов. Разделяя все суждения на аналитические и синтетические, Кант отмечает, что в аналитическое суждение подчиняется правилу противоречивости – т.е. уже содержит все необходимое знание в себе самом, в то время как синтетическое выходит за изначально обозначенные рамки и создает новое общезначимое знание и имеют исключительно априорную природу.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис