Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) – одно из первостепенных философских направлений ХХ века, в нем соединены основные положения философии позитивизма и широкое использование технического аппарата математической логики.
Главные идеи и положения неопозитивизма сформулировали члены Венского кружка в середине 20-х годов прошлого века. Эти идеи были поддержаны представителями львовско-варшавской школы, Берлинской группы философов, а также многими представителями философии науки. После того, как в Германии к власти пришли фашисты, ряд немецких представителей неопозитивима эмигрировали в Англию и США, чем помогли распространить неопозитивизм на новые территории.
В математической логике философы-неопозитивисты видели инструмент, который должен служить критике традиционной философии, а также обоснованию нового типа философской концепции. Создавая ее, неопозитивисты отталкивались от идей, которые высказывал Л. Витгенштейн в своем « Логико-философском трактате» По данной теме мы уже выполнили реферат Теоретическое и практическое значение логики подробнее . Витгенштейн считал, что мир устроен так же, как и язык классической математической логики. В соответствии с его представлениями, мир является совокупностью фактов, а не вещей. Действительность разделена на несколько отдельных «атомарных» фактов, которые могут быть объединены в более сложные, «молекулярные» факты.
Разработанная Витгенштейном По данной теме мы уже выполнили реферат Методологическая роль философии подробнее гносеологическая концепция опиралась на ряд принципов:
Альфред Джулс Айер – английский филосов-неопозитивист, является представителем аналитической философии, одним из ведущих неопозитивистов ХХ века.
Мать А. Айера По данной теме мы уже выполнили доклад Majja подробнее – Рене Ситроен – происходила из известного в Голландии еврейского семейства Ситроен, которое владело одноименной автомобильной компанией во Франции. Отец – Джулс Айер – швейцарец по происхождению, работал в финансовых учреждениях семьи Ротшильд.
Айер получил образование в Итоне и оксфордском Крайст-Чёрч колледже, в котором и начал в 1933 году свою преподавательскую деятельность после годичного пребывания в Вене и знакомства там с представителями и программой Венского кружка.
В 1946-1959 годах Айер был профессором в области философии, сознания и логики в Университетском колледже Лондона. Далее он перевёлся в Оксфордский университет По данной теме мы уже выполнили доклад Оксфордская школа и ее традиции подробнее , в котором в 1959-1978 годах числился профессором логики. С 1959 по 1978 годы Айер был членов совета оксфордского Нью колледжа и Вулфсон колледжа с 1978 по 1983 год.
В 1951-52 годах Айер возглавлял Аристотелевское общество и был избран членом Британской академии в 1952 году. С 1959 года ему присвоено звание заслуженного профессора, члена Международной философской академии. В 1963 году он стал иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук. Также Айер стал первым вице-президентом Британской гуманистической ассоциации, а в период 1965-1970 годов был ее президентом. В 1970 году ему присвоили рыцарское звание.
Также Айер являлся болельщиком футбольного клуба «Тоттенхем Хотспур».
Философские взгляды А. Айера были сформированы на базе неореализма Рассела, австрийского неопозитивизма и британской традиции эмпиризма. Айер, являясь пропагандистом идей Венского кружка, в своих поздних работах склоняется к тенденциям лингвистической философии.
Он различал аналитические, то есть априорные предложения, а также синтетические, то есть эмпирические. Под физическими объектами он понимал логические конструкции, построенные из чувственных данных.
В теории познания Айером было разработано понятие верификации. Он выделил сильный и слабый принципы верификации. Высказывание может считаться верифицируемым в сильном смысле термина только в том случае, если его истинность можно решающим образом установить опытным путем. Но слабо верифицируемым понятие может быть, если опыт сделает его вероятным. Айер считал, что на основании данного принципа можно сделать вывод, что предложения метафизики, теологии, эстетики и этики являются бессмысленными и поэтому не могут считаться ни истинными, ни ложными.
Айер считал, что религиозные утверждения относительно существования Бога не истинны и не ложны, а полностью лишены значения. Это – метафорические псевдо-утверждения. Также не имеет смысла и атеизм, утверждения которого полностью зависят от утверждений религии. Вместе с этим этические и эстетические суждения могут иметь «эмотивную» нагруженность, так как служит выражением внутреннего мира людей, которые их высказывают, то есть является предметом психологии.