Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Субъект познания в современной гносеологии

Понятие гносеологии

Определение 1

Гносеология (теория познания) – это раздел философской науки, изучающий природу познания и его возможности, соотношения знания и реальности, выявляющий условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология» корнями уходит к греческим словам «знание» и «понятие», то есть буквально означает «понятие о знании» или «учение о знании». Это учение занимается изучением природы человеческого познания, форм и закономерностей перехода от поверхностного представления о вещах, то есть мнения, к постижению их истинной сущности, то есть к знанию. Поэтому им рассматривается вопрос путей достижения истины и ее критериев. Самый животрепещущий вопрос всей гносеологии – вопрос того, какой же жизненный смысл несет истинное знание о мире, человеке и обществе. Несмотря на то, что сам термин «теория познания» в философию вошел относительно недавно, в 1854 году, а впервые употребил его шотландский философ Дж. Феррер, учение о познании существовало уже во времена Гераклита, Платона и Аристотеля.

Статья: Субъект познания в современной гносеологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Теория познания занимается изучением всеобщего в познавательной человеческой деятельности, безотносительно того, каковой является эта деятельность, то есть повседневная она или специализированная, профессиональная, художественная или научная. Поэтому эпистемологию (теорию научного познания) можно считать одним из подразделений гносеологии, несмотря на то, что в литературе часто эти две науки отождествлены, что в корне неправильно.

Субъект познания в гносеологии

Определение 2

Субъект познания – это тот, кто реализует процесс познания, то есть творческая личность, которая формирует новое знание. Совокупностью субъектов познания образуется научное сообщество. В свою очередь, научное сообщество исторически развивается и организуется в ряд социальных и профессиональных форм – академий, университетом, НИИ, лабораторий и пр.

С точки зрения гносеологии можно отметить, что субъект познания – общественно-историческое существо, которое реализует общественные цели и осуществляет познавательную деятельность, основываясь на исторически развивающихся методах научного исследования.

«Субъект познания в современной гносеологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Объект познания – это один из фрагментов действительности, оказавшийся в поле внимания исследователя. Иными словами, под объектом познания понимают то, что исследуют ученые: клетка, мышление, семья. То есть объектом может выступать и явление, и процесс объективного мира, а также субъективный человеческий мир: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также в качестве объекта научного анализа могут выступать и вторичные продукты интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифология, религии и пр. Объект объективен в отличие от собственных представление исследователя о нем.

В гносеологию иногда вводят дополнительный термин «предмет познания», для подчеркивания нетривиального характера формирования объекта науки. Предмет познания – это определенный срез или аспект объекта, который вовлечен в сферу научного анализа. Объект познания приходит в науку посредством предмета познания. Можно сказать, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на ряд конкретных исследовательских задач.

Термин «знание» может быть употреблен в нескольких смыслах:

  • способность, умение, навык, базирующиеся на осведомленности о том, как можно что-либо сделать, осуществить какие-то замыслы;
  • любая познавательно значимая информация, в частности, адекватная;
  • особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует совместно и в тесной связи с практическим отношением.

Необходимо отметить, что второй и третий пункты этого определения выступают в качестве предмета рассмотрения гносеологии.

Познающий субъект – это не пассивное созерцательное существо, которое механически отражает природу, а активная творческая личность, которая посредством познания реализует свою свободу. Вопрос отражения находится в тесной связи с вопросом творческой природы познания. Механистическое копирование, где и кем бы оно ни было осуществлено, исключает возможности творческой свободы личности, за что этот подход был раскритикован многими философами. Часто ставили вопрос о том, что или процесс познания является отражением, то есть в нем отсутствует все творческое, или познание всегда является творческим, то есть не является отражением. На самом же деле, такая дилемма, по существу, ложная. Только в случае поверхностного, одностороннего и абстрактного понимания познания, когда будет абсолютизирована одна или вторая его грань, может быть противопоставлено отражение и творчество.

Творчество является специфическим типом деятельности человека, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности человека. Творчество – это созидание нового, того, что отсутствует в наличном бытии. С точки зрения гносеологии, научное творчество – это конструирование научных образов изучаемого объекта. Важная роль в творчестве принадлежит воображению и интуиции.

В недавнем прошлом считалось, что познанию свойственны две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение.

Позже, кода стало ясно, что у любого человека чувственное часто пронизано рациональным, начало формироваться мнение, что уровни познания – эмпирический и теоретический, а чувственное и рациональное – это способности, на основании которых идет формирование эмпирического и теоретического. Такое представление – более адекватное по отношению к структуре познания, но при этом не замечается исходный уровень познания, то есть чувственное познание или «живое созерцание», данный этап невозможно выделить из эмпирического. Эмпирический уровень свойственен только научному познанию, тогда как живое созерцание отмечается и при научном, и при художественном или обыденном познании.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot