Понятие гносеологии
Гносеология – это один из разделов философии, который исследует проблемы природы и возможностей познания, соотношения знания с реальностью, изучает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности.
Гносеология в качестве философской дисциплины занимается анализом всеобщих оснований, дающих возможность рассматривать познавательный результат в качестве знания, выражающего реальное истинное положение вещей. Два основных направления в гносеологии – материализм и идеализм. В античный период центральной проблемой гносеологии было соотношение знания с мнением, истиной и заблуждением. Знание рассматривали в совокупности с его предметом. Основываясь на том, что знание – это некоторая копия предмета, античная философия в основном занималась изучением процесса, благодаря которому предмет переводился в состояние знания. Тезис, затрагивающий единство знания и предмета выступает в специфическом сочетании с непониманием активности субъекта в процессе познания. Истинный объект может быть только дан познающему. Все продукты субъективной познавательной деятельности человека – это неистинное мнение. Платон в качестве истинного знания на онтологическом уровне ставил эйдос – истинное бытие, а незнание сопоставлял с небытием, мнению отводил промежуточное положение между знанием и незнанием, в связи с чем ему соответствовал внутренний мир.
В Средневековье философия превратилась в «служанку теологии», а мысль начала подчиняться авторитетам догмата. Любое знание имеет два уровня:
- сверхъестественный, который дается в откровении, то есть содержится в библейских текстах;
- естественный, который человек отыскивает своим разумом – характеристика содержится в работах Платона и Аристотеля, а также их поздних авторитетных комментаторов.
В этих текстах потенциально уже содержится вечная истина. Чтобы ее проанализировать, надо вывести из текста полноту ее логического представления посредством цепочки правильно построенных умозаключений. Схоластическое познание использует метод дедукции и не знает ничего про индукцию, основная его форма – силлогизм.
Направления в гносеологии
Выделяют три основные направления в гносеологии:
- рационализм;
- эмпиризм;
- критицизм.
Рационализм – это одно из философских направлений, которым разум признается в качестве основы познания и поведения людей.
Рационализм противопоставляется и иррационализму, и сенсуализму. Выступая против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII-XVIII веков базировался на идеях естественного порядка – бесконечной причинной цепи, которая пронизывает весь мир. Научное знание, то есть всеобщее, объективное и необходимое, в соответствии с рационализмом, может быть достигнуто только через разум – одновременный источник знания и критерия его истинности. Рационализм – один из философских источников идеологии эпохи Просвещения.
Эмпиризм – направление гносеологии, которое признает чувственный опыт в качестве источника знания и считает, что содержание знания можно представить в качестве описания этого опыта, или свести к нему.
Противоположно с рационализмом, а эмпиризме рациональная познавательная деятельности сводится к различным комбинациям того материала, которые дается на опыте, и истолковывается в качестве ничего не прибавляющей к содержанию знания. Эмпиризм, как целостная гносеологическая концепция, сформировался в XVII-XVIII веках. Сначала он выступал как материалистический эмпиризм, который утверждал, что в чувственном опыте отражены характеристики объективно существующих вещей, а также в качестве субъективно-идеалистического эмпиризма, признававшего субъективный опыт в качестве единственной реальности.
Критицизм – это философский метод по установлению возможностей, происхождения, действительности, закономерностей и границ человеческого познания.
Кант проводил мысленную параллель детства и догматизма, юношества и скептицизма, зрелости человека и критицизма.
Критицизм в общей системе занимает промежуточное положение между сенсуализмом и рационализмом.
Критицизм Канта обращается против:
- пренебрежительного отношения к роли ощущения в познании;
- утверждения, то познание может возникнуть из чистых понятий, то есть категорий, без подтверждения их через ощущения;
- утверждения, что Бог, душа, мир - познаваемые объекты, хотя на самом деле – это идеи, то есть системообразующие понятия.
Основным тезисом критицизма можно считать следующий: созерцание слепо без понятий, а понятия пусты без созерцания.
В общей гносеологии выделяют шесть основных направлений:
- идеалистический абсолютизм;
- материалистический абсолютизм;
- идеалистический релятивизм;
- материалистический релятивизм;
- идеалистическая диалектика;
- материалистическая диалектика.
Эмпириокритицизм – одно из философских направлений, начало которому было положено Р. Авенариусом. Оно стремится к освобождению опыта от каких-либо метафизических предпосылок и построению философии на понятии опыта в том понимании, в каком он непосредственно познается людьми
Материализм – научное философское направление, противопоставляемое идеализму.