Гносеология Спинозы
Бенедикт (Барух) Спиноза – это нидерландский философ, он был одним из тех, кто развивал учение Декарта, но противопоставлял принцип монизма дуализму Декарта. Он решительно отверг представление о мышлении в качестве собой субстанции, которая как бы существует самостоятельно и противопоставляется сама через себя.
Монизм Спинозы носил пантеистический характер: Бога он отождествлял с природой. У Спинозы сливались Бог, идеальное и материальное в единую бесконечную субстанцию. Спиноза утверждал, что существует единая субстанция, находящаяся вне сознания и являющаяся причиной самой себя, а также не нуждающаяся ни в каких причинах. Спиноза не отделял Бога от природы.
Спиноза и Декарт разошлись во мнениях уже в начальном пункте своих философских воззрений. Декарт начинал с «Я», а Спиноза с объективной реальности.
Единой субстанции характерны два познавательных атрибута, то есть два неотъемлемых свойства: протяжение и мышление. Материя вместе с протяжением, начиная камнем и заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени. Мышление человека – только частный случай целостного мышления. То есть оно представляет собой гилозоизм. Мышление может быть трактовано в качестве некоторого природного самосознания. В этом и заключался монизм Спинозы.
Человек может только постигать ход мирового процесса, чтобы сообразовывать с ним всю свою жизнь, собственные поступки и желания.
Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми начинает контактировать человек, то есть чем выше активность субъекта. Меру совершенства мышления определяет мера его согласия с общими природными законами. Понимать какую-то вещь – это значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится к постижению в природе внутренней гармонии, причин и следствий. Такую гармонию можно постичь в ситуации, когда разум не довольствуется непосредственными наблюдениями, а основывается на полной совокупности впечатлений.
Спиноза называл Богом природу, а Бога – природой. Спиноза в своих записях под Богом понимал существо совершенно бесконечное, то есть субстанцию, которая состоит из бесконечного большого количества атрибутов, из которых каждым выражается вечная и бесконечная сущность. Огромным достоинством философии Спинозы является его обоснование тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрения характеризуются диалектическим пониманием мира, а именно единством конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Спиноза автор знаменитой формулировки: «Свобода есть осознанная необходимость». Эта идея Спинозы стала классической, но не является абсолютно правильной, так как в ней не отражается реальная суть свободы, которой предполагается выбор и ответственность.
Ступени познания Спинозы
Спиноза разработал иерархию ступеней познания. В «Этике» эта концепция рассмотрена более детально, а количество ступеней сводится к трем, по сравнению с ранними трудами, в которых было выделено четыре таких ступени.
- Мнение, или воображение;
- Рассудочное познание – любой человек может найти в себе адекватные идеи того, что является общим у всех вещей. Идет постижение реальных имманентный свойств вещей, в качестве идей некоторых бесконечных вещей, в качестве идей некоторых бесконечных вещей, которые могут модифицироваться в конечные вещи, представленные как в части, так и в целом. Они постигаются человеком в качестве чистых рассудочных понятий и кантовских категорий. Когда они накладываются людьми на реальное эмпирическое содержание, они могут быть классифицированы и получены знания о вещах. Однако разум также может замыкать врожденные идеи сами на себя, тогда мыслится некоторый бесконечный объект, который реально является бессодержательной формой. Спиноза не видел никакой разницы между бессодержательностью и бесконечным содержанием. Эти бесконечные вещи в реальности являются чем-то сходим с платоновскими идеями, за исключением того, что характеризуются не только идеальной сущностью. Таким образом, рассудочное познание, из-за того, что основывается на истинных идеях – адекватное, но исходит из самого субъекта, а не из порядка бытия самих вещей.
- Интуитивное познание – на этой ступени человек приобретает знание, которое согласуется с самим природным порядком. Субъект абсолютно устраняется в связи с редукцией сознания, имеется полная его идентичность с самой субстанцией. Знание уже не личное и не субъективное. Это может пониматься в качестве полного растворения индивида в природе. Спиноза в идее интеллектуальной интуиции понял, что Бог является суперсубъектом, когда продуцируются вещи, должен при этом одновременно порождать их идеи с геометрической необходимостью, - выводить как теоремы из аксиом. Приводя собственное сознание в полную гармонию с Божественным Разумом, человек приобщается к этой способности, то есть интеллектуальное причастие.
Познание первого рода – это практически единственный источник ложности, проявление пассивности разума. Познание следующих ступеней дает человеку возможность научиться отличать истинное от ложного. Такая способность, по своей сути является врожденной, так как было установлен, что человек по необходимости является положительным модусом и должен по факту иметь несколько адекватных идей. Без способностей к критике разума, человек являлся бы просто пассивным датчиком, а сама философия Спинозы в такой ситуации стала бы просто невозможной.
Спинозой была создана уникальная концепция времени. Природа или Бог с позиций Спинозы объединены некоторой связью – вечностью, или отдельными вещами во времени. Главные изменения времени – это прошлое, настоящее и будущее. Временные изменения не могут быть случайными, так как установленное будущее также незыблемо, как и прошлое. Он выступал резко против тех, кто занимался изучением настоящего.