Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Рационализм в гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Рационализм в гносеологии

Понятие рационализма

Определение 1

Рационализм – это философская концепция, в соответствии с которой основа познания и действия людей – разум.

Так как интеллектуальный критерий истины рассматривался многими учеными-философами, то рационализм нельзя считать чертой какого-то одного философского течения. Помимо этого, есть различия во взглядах на место разума в познании – от умеренной его роли, когда интеллект признается основным средством в постижении истины вместе с другими, до радикальных, считающих, что разумность это единственный существенный критерий. В современной философии идеи рационализма развивал Лео Штраус, предполагающий возможность применения рационального метода мышления не самого по себе, а вместе с извлечением знаний посредством наводящих вопросов – майевтики. Иными представителями философского рационализма могут считаться Бенедикт Спиноза По данной теме мы уже выполнили реферат Бенедикт Спиноза подробнее , Готфрид Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Реферат по Философии Лейбниц подробнее , Рене Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее , Георг Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее и др. Обычно рационализм выступает как противоположность иррационализму и сенсуализму.

Замечание 1

Родоначальник рационалистического подхода – известный математик Рене Декарт.

Рене Декарт – французский философ, математик, физик и физиолог. Именно он – родоначальник рационализма, рационалистической методологии в теории познания. В качестве средства познания он разработал метод универсального сомнения, базирующийся на разумном скептицизме. Он считал сомнение приемом для нахождения безусловно достоверного знания.

Знаменитое высказывание Рене Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Метод мышления Рене Декарта подробнее «Я мыслю – следовательно, существую» - тезис о том, что познавая действительность, человек может усомниться в чем угодно, кроме того, что способен мыслить.

В главном труде своей жизни «Рассуждения о методе» он писал о том, что метод универсального сомнения должен превращать сознание в организованную деятельность, освобождая ее от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бэкона, разработавшего индуктивный метод и обращавшегося к опыту, Рене Декарт обращался к разуму.

Гносеологический рационализм

Основной идеей в гносеологическом рационализме является идея о том, что основой познания также является разум. Соответственно, последователи гносеологического рационализма выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели основой познания Божественное откровение и отвергали значимость разума. Вместе с этим рационалисты были ярыми оппонентами эмпиристов – приверженцев направления философии, распространенного в Новое время, также выступавших против схоластики и видевших основой познания не откровение, а знание и опыт. Девизом эмпиристов было высказывание «Знание – сила».

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками можно считать следующие:

  • сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может являться основой познания;
  • разум способен самостоятельно совершать открытия, которые изначально не были основаны на опыте и только позже были подтверждены опытным путем.

Также одним из направлений рационализма является этический рационализм, суть которого заключается в том, что разум является основой этики и поведения.

Рационалистами являются многие философы, начиная с античных времен и вплоть до современного периода. Например, к ним относят Платона, Демокрита, Эпикура, Сократа, Канта и пр., но наиболее заметный вклад в разработку рационалистических идей и превращение рационализма в официально признанное философское течение был внесен философами Рене Декартом, Барухом Спинозой, Готфридом Лейбницем.

Гносеология Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее в целом основана на принципах рационализма, несмотря на то, что он стремился к компромиссной позиции между рационализмом и эмпиризмом, или сенсуализмом. Выступая с критикой основного принципа сенсуализма с высказыванием о том, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах, позже он добавлял, «помимо самого разума», отмечая при этом, что вместе с истинами факта, есть так называемые истины разума – знание, которое имеет всеобщий и необходимый характер и которые не могут быть получены исключительно эмпирическим путем.

Стремясь к преодолению крайностей рационализма и эмпиризма (сенсуализма), Лейбниц не признавал ни декартовского варианта существования «врожденных идей» в качестве готового знания, ни представлений о разуме в качестве «чистой доски». Лейбниц считал, что разум правильно будет сравнить с глыбой мрамора, прожилки которого как бы намекают на формирование контуров будущей статуи. Иными словами, в разуме заложена некоторая «предрасположенность» к возникновению внутри него некоторого количества идей и истин, однако реализуется она исключительно при наличии чувственного опыта индивида. При этом Лейбниц, являясь представителем гносеологического рационализма, истины факта относил в вероятностным знаниям, считая достоверным только истины разума, которые выводятся логическим путем из самого разума.

Философские идеи Лейбница получили дальнейшее развитие в немецкой классической философии, в частности, в работах Иммануила Канта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Философия подробнее .

Общие идеи, по представлениям Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее , носят врожденный характер, то есть они изначально присущи разуму человека. Обосновывая свой метод, Декарт выделял следующие моменты:

  • основа познания – «интеллектуальная интуиция» - четкое, не вызывающее сомнений представление, затрагивающее что-либо, то есть все, воспринимаемое человеком ясно и отчетливо, то есть истинно;
  • поэтому сложные вопросы должны быть сначала разложены на простые и интуитивно ясные положения, не вызывающие никаких сомнений;
  • опираясь на интуитивно ясные и отчетливые для ума цели, идеи, разум использует дедукцию и должен выводить все необходимые последствия.

Основополагающими врожденными идеями Декарт считал геометрические аксиомы, а также основные математические и философские понятия, например, идею числа, идею Бога, идеи духовной и материальной субстанции. Что же касается ощущений, то они должны быть истинными, если логически непротиворечиво и последовательно укладываются в самоочевидные общие идеи. Именно последние выступают в качестве критерия истины, а не ощущения, которыми истина лишь иллюстрируется.