Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков

Эмпириокритицизм

Во второй половине 19 – начале 20 веков в философии науки активно развивалось такое направление, как эмпириокритицизм. Распространено оно было, главным образом, среди ученых-естествоиспытателей. Сам термин означает критику опыта. Главными разработчиками данной философской концепции в науке были Э. Мах и Р. Авенариус.

Э. Мах (1838-1916) являлся талантливым математиком и физиком, который специализировался на в экспериментальной и теоретической механике, специалистам известны такие понятия, как «число Маха», «угол Маха», «конус Маха», «принцип относительности Маха». Его деятельность протекала в условиях перестройки принципов классической физики. Разработанная ими философия была реакцией на кризис в науке и попыткой этот кризис преодолеть.

Эмпириокритицизм основывался на принципах позитивизма Конта, Спенсера, Милля и предусматривал искоренение метафизики. В позитивизме произошел отказ от всего надуманного, от таких целей как поиск первооснов, сущностей, субстанций и т.д., от любых теорий, которые не могут быть проверены и подтверждены эмпирическим путем. Для того, чтобы этого добиться, нужно было обнаружить источники этих метафизических заблуждений, что скрываются в реальных механизмах научного познания. Достигнуть этого можно, если методично проследить весь путь научной мысли вплоть до сегодняшнего дня, чтобы увидеть, когда была совершена ошибка, и тем самым избавить следующие поколения от напрасных заблуждений. Это предопределило большой внимание сторонником эмпириокритицизма к истории науки. В качестве такой метафизике, приведший к неверным выводам, были логические ошибки, ошибки в системе доказательств, скачки мысли, разрывы в процессе рассуждения и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Авенариус считал, что метафизика сильна в сознании людей в силу обычаев и традиций, переплетясь с истинными знаниями, однако ее наличие серьезно мешает прогрессу науки.

Мах разработал теорию «экономия мышления», согласно которой научному мышлению присущи гармонизация, экономизация и организаций мыслей. Это является результатом развития биологической потребности человека ориентироваться в окружающем пространстве. «Экономия мышления» предполагает, что, в соответствии с мышлением человека, те теории будут хороши, которые являются простыми и удобными. Тем самым принцип их истинности отходил на второй план.

Конвенционализм

Возникновение такого научно-философского течения, как конвенционализм, было связано с именем известного французского математика Анри Пуанкаре По данной теме мы уже выполнили реферат Огюст Конт. подробнее (1854-1912).

Замечание 1

Суть конвенционализма состоит в том, что основой научных теорий выступают соглашения или конвенции между учеными. Они принимаются исходя из различных причин, например, удобство или простота в использовании, но не связаны непосредственно с истинностью знания.

В теории Пуанкаре происходит перенос акцента с объективности и истинности на общезначимость. Наука, с его точки зрения, представляется как набор правил и действий, что сближает ее с игрой. Правила устанавливаются произвольно по соглашению, но такие правила могут быть легко заменены другими вплоть до противоположных, если первые, по каким-то причинам, окажутся плохими. Те термины и понятия, которые используют ученые, не являются отражением объективной реальности, так, «точка» или «прямая линия» из геометрии не являются реально существующими, но существуют как полезные соглашения.

Философия А. Эйнштейна

Альберт Эйнштейн По данной теме мы уже выполнили реферат Альберт Эйнштейн подробнее (1879-1955) был одним из самых выдающихся физиков 20 века. Его научные открытия и философские взгляды оказали огромное влияние на развитие науки. Его эпистемологическая концепция сводилась к тому, что не существует строгого и логического пути от практики к теории, задача ученого состоит в открытии законов природы через обобщение, которое происходит на интуитивном творческом уровне, непосредственных эмпирических данных.

Гармония этого мира может быть познана через действие в нем законов природы. Эта мировая гармония разумна и имеет эстетическую привлекательность. Эйнштейн, называя себя учеником Маха и принимая во внимание положительную роль, которую позитивизм сыграл в науке, все же был не согласен с ними. Подобные теории предполагают упорядоченность объективного мира, чего ожидать человек никак не может. Мир лишь отчасти доступен для людей, а потому всегда будет для них вечной загадкой. Потому этот мир и манит исследователей для своего изучения.

Эйнштейн выделял несколько типов людей, которые приходят в Храм науки:

  • те, кто приходят в науку ради того, чтобы почувствовать свое интеллектуальное превосходство, наука в данном случае разновидность спорта;
  • те, кто занимаются наукой исключительно ради утилитарных целей;
  • те, кто поставил себе целью создать простую и ясную картину мира, оторвавшись от мира ощущений.

Именно последние – это настоящие люди науки, те, кто «удостоился милости ангела». Они часто могут казаться странными, уединенными и замкнутыми. Но благодаря им происходит постижение реального мира и движется вперед наука. На то, чтобы создать картину мира, они переносят центр своей духовной жизни, благодаря чему обретают уверенность и покой.

Философия З. Фрейда

Зигмунд Фрейд По данной теме мы уже выполнили эссе Зигмунд Фрейд подробнее (1856-1939) являлся виднейшим австрийским и немецким психиатром, основателем психоанализа и одним из крупнейших теоретиков психологической науки 20 века. Центральной темой его философии была проблема сущностей человека, а именно соотношение человеческого и природного в человеке. В ее решении Фрейд стоял на биологизаторских позициях, подчеркивая первичность и доминирование в человеке именно животных начал, выраженных в качестве неосознаваемых инстинктов и явлений. Фрейд выделял два основных инстинкта:

  • Эрос – влечение к жизни, проявляемое через сексуальную энергию либидо;
  • Танатос – влечение к смерти, проявляющееся в саморазрушительном поведении личности.

Фрейд сводит все многообразие культуры, сложных социальных отношений к стремлению человека реализовать или сдержать эти два влечения. Рассматривая смысл человеческого бытия, Фрейд указывает, что личность стремится к бессмертию, которое может достигаться двумя альтернативными путями через реализацию влечений. С одной стороны, как любое животное, человек стремится к своему воспроизводству через размножение, таким образом он увековечивает себя в потомках. С другой стороны, Фрейд пишет о том, что все живое представляет собой непрерывно движущуюся материю, которая из-за своей нестабильности подвержена распаду и разрушению. Избежать этого можно уподобившись неживой материи, которая стабильна. Для этого человек стремится уничтожить себя, чтобы перейти в неорганическое состояние различными способами.

Позитивисты отрицательно относились к его теории, поскольку не признавали то невидимое и не фиксируемое, о чем говорил Фрейд. Однако, по мнению Франка По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Философия Франка подробнее , именно Фрейд сделал важное открытие в области человеческой души, показав значение низших, стихийно-демонических сил, что привело к увеличению знаний человека о собственном Я.