Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях

Определение 1

Познание – это процесс открытия объективно нового, активности субъекта целенаправленной на выявление новых сторон, свойств и взаимосвязей между объектами окружающей реальности.

Представление о процессе познания

Гносеологическая проблематика возникла одновременно с онтологической, поскольку есть некое существующее бытие, обладающее определенном набором свойств, то закономерным образом возникает вопрос о том, каким образом человек получил те знания, которые у него уже есть об этом бытии, и каким образом он может расширить свои представления о нем.

Первые попытки дать ответы на эти вопросы были осуществлены еще в античной философии. Так Демокрит выдвигал материалистическую теорию познания. Поскольку весь мир – это атомы, то душа человека также сложена из особых высоко подвижных атомов. От предметов окружающего мира постоянно отделяются тончайшие пленки, которые воздействуют на атомы души человека и приводят их в специфическое движение – так рождается ощущение. Однако ни ощущение, ни размышление не способно дать человеку истинного знания, которое скрыто за очевидной стороной вещей и недоступно ему. Демокрит полагал, что лишь обобщая большие массивы разрозненных, но однотипных данных можно получить вывод об истинных свойствах окружающего, т.е. тех атомов из которых оно состоит.

Рационалистические представления о познании впервые были сформулированы Платоном. Поскольку душа – это идея, а весь материальный мир, лишь грубое отражение идей, то ни ощущение, но опыт не способны дать человеку знания об идеях. Это знание уже содержится душой человека, однако забыто им. Все что требуется это с помощью рациональных размышлений напомнить душе об истинном знании, чтобы человек осознал его с полной ясностью.

В тоже время возникли и агностические учения. Протагор, один из известнейших софистов, заложил основы релятивизма, выдвинув тезис «Человек есть мера всех вещей». Протагор отрицал существование объективной истины и полагал, что истинность знания зависит от потребностей и интересов конкретного человека, также, как и восприятие многих предметов порождает разночтения при попытке сравнить их описания.

В период Средневековья ценность познания отрицалась, поскольку мир представал творением божьим, и познать его ограниченному человеческому разуму было не только не дано, но и опасно. Позднее познание стало трактоваться как один из путей к богу – познавая его творение природу, человек тем самым познавал божественный умысел и заложенные им истины и подтверждал знанием положения религиозной веры.

«Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эпоха Возрождения стала временем критического переосмысления средневековых традиций схоластики, рождения новой независимой философии, апеллирующей к традициям античности. В Новое время закладывались новые взгляды на проблему познания, отчасти опирающиеся на опыт прошлого, но творчески интерпретирующие его.

Рационалистические взгляды на познание

Рационалистические теории познания продолжают линию, намеченную еще Платоном – сенсуалистское знание недостоверно, ощущения обманчивы и субъективны, они не способны проникнуть в суть вещей и явлений, а потому только с помощью рациональных размышлений может быть достигнута истина, которая принадлежит пространству идеального – идеи или души.

Наиболее выдающимся представителем рационалистического подхода является Рене Декарт. Декарт выводил свою гносеологию из представлений о мире, как дуалистической системе, в которой человеческое тело и все что его окружают относятся к субстанции материи, а разум и духовные проявления к субстанции духа. Ощущения являются материальными переживаниями, они передают сведения о материальном мире, а потому отражают лишь внешние проявления процессов, а также подвержены влиянию субъективных факторов. Их истинность или ложность не является очевидной и вызывает сомнение.

Декарт в своем размышлении подвергает сомнению все представления и факты кроме одного, самого факта сомнения. Далее он делает цепочку логических выводов – поскольку факт сомнения самоочевиден, он является истиной. Но сомнение должно порождаться чем-либо, а это значит, что существует мышление, который в свою очередь является функцией человеческого разума (Я мыслю, следовательно, я существую).

В качестве основного метода познания Декарт выдвигает дедуктивную логику, которой должен руководствоваться мыслитель при познании бытия. Критерием истинности для Декарта выступает самоочевидность и незамутненность знания. Философ выдвигает ряд требований к организации познавательного процесса:

  • следует начинать размышление с разделения сложного понятия на простые, вплоть до нахождения наиболее простых и самоочевидных суждений;
  • после анализа понятия, следует его обратный синтез от истинных и самоочевидных аксиом к более сложным конструкциям;
  • важным является тщательная перепроверка всех звеньев логического анализа, ни одно из них не должно быть пропущено.

Вместе с тем, и духовная и материальная субстанция в философии Декарта имеют своего творца – бога. Следствием этого становится представление о врожденных идеях – предельных истинах, которые заложены богом в сам разум человека и могут быть им осознаны в качестве самоочевидных знаний. Однако процесс их осознания часто требует внешней стимуляции в виде восприятия и логического размышления над его результатами.

Эмпирические взгляды на познание

Эмпиризм предполагает, что главенство в познании принадлежит не разуму, а восприятию и опыту, так как без восприятия внешних идей, для разума не существовало бы пищи к размышлению.

Эмпиризм развивался рядом английских философов:

  • Ф. Беконом,
  • Дж. Локком
  • Т, Гоббсом.

Эмпиристы также признают субъективный характер ощущений и чувственного опыта. В чистом виде он не дает истинного знания об окружающем мире. Однако соотнося полученные впечатления со сложившейся системой знаний, а также с другими элементами опыта, человек способен продуцировать новое знание пользуясь индуктивной логикой, которая позволяет сделать вероятностный вывод из множества отдельных наблюдений.

Одним из важнейших способов познания по мнению эмпиристов является эксперимент, которые позволяет минимизировать влияние субъективности самого ученого и получить наиболее чистые данные. Роль разума же состоит в обработке и систематизации этих данных.

Эмпиристы выдвигают предположение, что человек является продуктом той среды в которой он обитает. Они отрицают реальность врожденных идей, противопоставляя альтернативу «чистой доски» на которой жизнь пишет с помощью опыта. Именно разницей в жизненном пути людей эмпиристы обосновывают их разницу во взглядах, способностях, личностных чертах, и безусловно знаниях об окружающем мире.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot