Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

"Новая драма" в русской и зарубежной литературе 2-й половины XIX века: Чехов, Шоу, Ибсен

Определение 1

Новая драма – это мировоззренческий кризис в драматургии конца 19 – начала 20 вв., противопоставивший свои принципы романтической и классицистической театральным системам.

Становление «новой драмы»

«Новая драма» сформировалась в атмосфере культа науки, обусловленного активным развитием естествознания, психологии и философии. «Новая драма» восприняла множество разнообразных художественных явления, испытала влияние различных литературных школ и идейно-стилевых течений. Она появилась в эпоху далеких от жизни пьес и с самого начала стремилась привлечь внимание к самым злободневным проблемам.

Замечание 1

У истоков «новой драмы» стояли Г. Ибсен, Б. Шоу, К. Гамсун, Г. Гауптман, А. Чехов и другие выдающиеся писатели.

«Новая драма» в историко-литературной перспективе ознаменовала начало драматургии 20 века. Началось развитие «новой драмы» с реализма, но впитала идеи и других литературных школ, а также направлений переходной эпохи, в частности, натурализма и символизма. Именно под лозунгами натурализма формировалась социально критическая драматургия Г. Гауптмана и А. Стриндберга. Символизм с его реакций отталкивания от натурализма, преодоления его идейно-теоретических основ, попыткой абстрагироваться от конкретно-чувственных явлений и стремлением выражения сущности бытия в метафоре, аллегории, иносказании значительно обогатил изобразительные возможности реализма Г. Ибсена. В «новой драме» свое место нашел и религиозно-мистический вариант символизма, где иносказания использовались для намека на то, что за реальной действительность скрывается духовная, или метафизическая, действительность. Приверженцами такого варианта символизма были А. Стиндберг, М. Метелинк.

Однако основная тенденция «новой драмы» заключается в ее стремлении к правдивому показу внутреннего мира, достоверности изображения социальных и бытовых особенностей жизни героев, окружающей среды. Характерной чертой и важным условием «новой драмы» является точный колорит места и времени действия. Она стимулирует открытие новых принципов сценического искусства, в основе которых – требование правдивого и художественно достоверного воспроизведения событий.

«"Новая драма" в русской и зарубежной литературе 2-й половины XIX века: Чехов, Шоу, Ибсен » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Благодаря «новой драме» в театральной эстетике появилось понятие «четвертой сцены».

Таким образом, характерными чертами «новой драмы» являются:

  • Приближение к реальной жизни;
  • Широкое использование подтекста в речи героев;
  • Своеобразие конфликта;
  • Влияние различных литературных течений и школ;
  • Осознание важной роли режиссера;
  • Обращение к Античности;
  • Разработка новых жанров: интеллектуальная «драма идей», психологическая драма, социальная драма».

«Новая драма» в творчестве Г. Ибсена

В истории западноевропейской «новой драмы» новатором и первопроходцем считается норвежский писатель Г. Ибсен. Во всех его произведениях остро звучит нравственная и социальная проблематика. Писателя считают создателем философской «драмы идей» и психологической драмы, которые во многом определили художественный облик мировой драматургии.

Несмотря на огромное значение романтической драмы Г. Ибсена, главные его художественные достижения лежат в сфере реалистической драматургии 70-90-х гг. 19 века. Отход от романтизма наметился еще в 60-е годы в «Комедии любви» и «Союзе молодежи». В 1877 году Ибсен в пьесе «Столпы общества» делает шаг к созданию социальной драмы.

Решающим условием возникновения в творчестве Ибсена «новой драмы» стало обращение писателя к актуальным проблемам. Первая социально-критическая драма Ибсена «Столпы общества» разоблачает пороки общества, которые мешают человеку «быть собой», осуществить свое предназначение.

В «новой драме» драматический конфликт строится не вокруг пороков, вульгарных склонностей человека, а вокруг столкновения различных идеалов. Ибсен ввел в драму дискуссию и расширил ее права настолько, что пьеса и дискуссия стали синонимами.

Замечание 3

Художественную структуру пьес Ибсена о современности определило осознание и выявлением писателем внутреннего противоречия между реальностью и идеалом.

Ибсен в своих пьесах стремится к абсолютной вероятности действия. Писатель подчеркивает, что его произведения призваны создать впечатление, будто перед ними действительность, а сценическое воплощение должно быть максимально естественным. Для языка драмы Ибсена важна жизненная правда. Писатель добивается, чтобы реплики персонажей соответствовали языковым формам действительности. Еще важнее для Ибсена использование подтекста. В репликах персонажей часто прочитывается дополнительный смысл, проливающий свет на сложные процессы. Смысловую нагрузку в речах персонажей наряду с диалогом несут и паузы. «Новая драма» Ибсена свою художественную форму нашла в пьесе «Кукольный дом».

«Новая драма» в творчестве Б. Шоу и А.П. Чехова

Б. Шоу сознательно ориентировался на творческий опыт Г. Ибсена. Он, как и Ибсен, использовал сцену для пропаганды своих моральных и социальных взглядов, наполняя свои произведения напряженными, острыми дискуссиями. Но он не только ставил вопросы, но и пытался ответить на них. Если Ибсен изображает жизнь преимущественно в трагических, мрачных тонах, то Шоу насмешлив даже в тех ситуациях, где речь идет о вполне серьезном. Писатель отрицательно относится к трагедии, выступает против учения о катарсисе. Шоу считает, что человек не должен мириться со страданиями. Писатель высоко ценит комедию и считает ее самым утонченным видом искусства. По мнению Шоу, она в творчестве Ибсена трансформируется в трагикомедию, жанр, еще более высокий, чем комедия. Шоу считает, что комедия, отрицая страдание, воспитывает трезвое и разумное отношение к миру.

Одной из задач своей драматургии Шоу считает создание образов «реалистов», сдержанных, практичных, хладнокровных. Он всегда и везде старается разозлить, раздразнить публику, используя свой метод.

Драма А.П. Чехова выражает характерные особенности общественного пробуждения, начинавшегося в России на рубеже веков. Именно на этом фоне, на новой исторической почве возникает «новая драма» Чехова со своими особенностями поэтики. Его драмы пронизаны атмосферой всеобщего неблагополучия. В пьесах Чехова нет счастливых людей. Как правило, их героям не везет ни в малом, ни в большом. Например, в «Чайке» пять историй о неудачной любви, а Епиходов из «Вишневого сада» - олицетворение общей нескладицы жизни. В пьесах Чехова зло словно измельчается, растворяется в повседневности. У него нет конкретного виновника человеческих неудач. В драмах Чехова отсутствует прямой откровенный носитель общественного зла. Поэтому в его произведениях конфликты приглушены, а четкое деление на положительных и отрицательных отсутствует.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot