Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Возрождение в Англии: жизненный и творческий путь Шекспира

  • 👀 914 просмотров
  • 📌 896 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Возрождение в Англии: жизненный и творческий путь Шекспира» docx
Лекция 10: Возрождение в Англии. Творчество У. Шекспира. Материал к уроку ! Жизненный и творческий путь Шекспира. Время жизни Уильяма Шекспира может считаться преддверием английской буржуазной революции, совершившейся через 26 лет после его смерти. Более интенсивно, чем где-либо, в Англии складывается капиталистический способ производства. Растет экономическая и политическая мощь страны, и одновременно усиливаются в ней внутренние противоречия. Для Англии это период бурного роста богатств и одновременно – широкого распространения нищеты, время политических заговоров и казней. Сын фермера, ставшего затем ремесленником из города Стратфорда-на-Эйвоне, Шекспир родился в 1564 г. Свое детство он провел среди простых людей, усвоил живой английский язык, образы английского фольклора. С шестнадцати лет началась трудовая жизнь Шекспира. Отправившись в Лондон на поиски заработка, он некоторое время выполнял разного рода обязанности при театре и,наконец, стал актером в группе своего земляка Ричарда Бербеджа. Несколько позднее Бербедж, замечательный артист своего времени, открыл театр «Глобус», ставший лучшим лондонским театром; его репертуар создавал начавший тогда писать Шекспир. Театральные зрелища имели широкую популярность в Европе. Пьесы, разыгрываемые часто прямо на площадях в дни праздников, на ярмарках, по своему содержанию были или религиозными (так называемые мистерии), или бытовыми. Последние чаще всего не имели серьезного смысла, иногда их сочиняли сами исполнители. Трудно установить авторство этих пьес – это было в полном смысле слова народное, массовое творчество. В Англии XVI в. драматургия приобретала новые черты. Постепенно исчезали религиозные драмы – на сцене стали преобладать пьесы со светским сюжетом. Сложнее, серьезнее стало содержание драматических произведений. Теперь в театре искали ответа на вопросы, которые ставила повседневная жизнь, люди хотели увидеть там как бы со стороны и эту жизнь, и самих себя в ней. Именно в это время театр начал превращаться, как выражался впоследствии Гоголь, в кафедру, с которой провозглашается добро, воспитывая умы и сердца, пробуждая общественные симпатии и антипатии. В нем были по-своему заинтересованы представители разных сословий. Театр становится активной силой общественной жизни. Техника сценического искусства была развита сравнительно мало. Театр не знал тогда ни подвижных кулис, ни декораций. Не было актрис – женские роли исполнялись мальчиками-подростками. Но, несмотря на всю условность обстановки, на сцене разыгрывались драмы, полные неподдельной жизненной достоверности. Театр Бербеджа – Шекспира «Глобус», лучший среди шести тогдашних театров Лондона, более всего способствовал развитию английской сцены в реалистическом направлении. Предшественники Шекспира писали поэтическим, возвышенным стилем, и это требовало соответствующего актерского исполнения: декламации, постоянного нарастания голоса, что производило в конечном итоге впечатление напыщенности. Целью Шекспира, выступавшего, как почти все драматурги той поры, и в качестве режиссера своих сценических произведений, была простота и естественность. Разговор его Гамлета с актерами содержит, по существу, шекспировские мысли об актерской игре: «… в самом потоке, в буре, я бы сказал, в смерче страсти мы должны стяжать и усвоить меру… Сообразуйте действие с речью, речь с действием, причем особенно наблюдайте, чтобы не преступать простоты природы, ибо все, что так преувеличено, противно назначению игры…» Однако высокая миссия театра вовсе не означала благоденствия тех, кто связал с ним свою судьбу. Ярыми противниками его в Англии стали пуритане, враждебно относившиеся ко всему,что освобождало человеческое сознание от религиозной догмы и добившиеся запрещения устраивать театры в Лондоне в пределах городской части (Сити). Помимо театров, было много бродячих трупп, не имевших средств, чтобы обосноваться на одном месте. Преследования, которым подвергались бездомные (за бродяжничество сажали в тюрьму), распространялись и на них. От репрессий их спасало только покровительство знатных лиц. Шекспировскую труппу опекал лорд-камергер, позднее она получила звание труппы короля. В первые годы XVII в. на английские театры, особенно на массовые, обрушилась новая волна гонений. В это время расстается с театром и Шекспир. Прервав свою деятельность, которая продолжалась около 20 лет, он, уже получивший всеобщее признание, возвращается в родной город, где умирает в 1616г. Драматические произведения. Великое наследие Шекспира составляют его драматические произведения, включающие 37 трагедий и комедий, а также сонеты. Материалом пьес ему служили часто уже известные сюжеты: старинные легенды или драматические произведения безымянных авторов. Однако каждая из «переделанных» трагедий или комедий Шекспира – создание оригинальное; старый сюжет приобретает у него новый смысл, исключительную глубину и яркость. Творчество Шекспира-драматурга делят на три периода. Пьесы 1590-1600 гг. отличаются оптимистическим, жизнеутверждающим характером. Большую часть их составляют веселые комедии; наиболее популярные из них «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Виндзорские кумушки» (1597), «Много шуму из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600). Герои шекспировских комедий – натуры цельные и сильные, с живыми чувствами, находчивые, даже изворотливые. Козни, затеваемые ими друг против друга, безобидны, столкновения несерьезны, поэтому вся жизнь выступает в комедиях Шекспира исполненной добра и здравого смысла, которые в конце концов побеждают. Шекспировские произведения этих лет передают в полной мере бодрый дух ренессансного гуманизма, еще не омраченный новыми противоречиями. При всем легком, шуточном характере комедий Шекспира в них, тем не менее, ясно проступают приметы той эпохи, когда феодальный образ жизни обнаружил свою несостоятельность. В них можно увидеть и спесивость дворянина, обедневшего, но беспечного, и скупость богатеющего горожанина. Но темные силы драматург пока рассматривает как проявление прошлого, отмирающего феодального уклада. Кроме комедий, в первый период своего творчества Шекспир пишет исторические хроники. В поисках сюжетов он обращался не раз к материалу английских и шотландских хроник, но при этом значительно перерабатывал их. Однако в ряде пьес Шекспир полностью сохранял достоверность исторических событий – таковы, например, «Ричард II», «Ричард III», «Жизнь короля Генриха VIII» и другие. Воспроизводя явления далекого прошлого, Шекспир вдумывается в их смысл, пытаясь оценить их с исторической дистанции – с точки зрения своей современности – и таким образом понять законы, по которым складываются судьбы государств, народов и их вождей. В исторических хрониках более всего выступает шекспировский взгляд на историю, на личность. В этих же пьесах наиболее явственно улавливается и шекспировское ощущение роли народа как потенциальной исторической силы. Написанная в первый период единственная трагедия «Ромео и Джульетта» отличается своеобразным оптимизмом. Автор рассказывает о судьбе двух влюбленных, сильное и чистое чувство которых столкнулось с прочными феодальными предрассудками. Уже в этой, первой из шекспировских трагедий нет гармонии и человеческого счастья (не случайно выбран и самый жанр – трагедия). В мире, где живут герои Шекспира, явно присутствуют противоречия двух эпох – старой, феодальной, и нарождающейся буржуазной. От первой – родовые предрассудки, ложные понятия о фамильной чести, но всесильная власть денег – уже от буржуазного века. Это замечает герой Шекспира: …золото гораздо худший яд И корень больших зол и преступлений, Чем этот безобидный порошок, - говорит Ромео. (Пер. Т. Щепкиной-Куперник) Однако чистота мыслей, сила и цельность чувств главных героев создают светлый, даже радостный колорит произведения. В нем много веселых, комических сцен, жизнерадостных персонажей. Во всем содержании трагедии сквозит жизнеутверждающий мотив любви – любовь ставит людей выше мрачной действительности, даже если они погибают. Трагедия, таким образом, провозглашает силу и достоинство человека как главные ценности жизни. Но уже первые годы XVII в. в Англии должны были повлиять на мироощущение Шекспира. События политической жизни уже предвещали буржуазную революцию. Ощущение грядущих перемен, которые принесут с собой кровопролитие и новые противоречия, пронизывает творчество Шекспира во второй период (1601-1609 гг.). В эти годы он создает трагедии, в которых преобладают темы, раскрывающие мрачные стороны человеческой души, недобрый характер отношений человека к человеку. Основные мотивы «Гамлета», «Отелло», «Макбета», «Короля Лира» - предательство, неблагодарность, беспринципность и жестокость. В поле зрения Шекспира теперь уже общечеловеческие пороки. В 1604 г. Шекспир создает трагедию «Отелло», заимствуя сюжет одной из итальянских новелл XVI в., в которой рассказывалось о том, как мавр Отелло в приступе ревности задушил свою молодую жену. В произведении Шекспира эта история полностью переосмыслена. Отелло у него – не злодей и не необузданный ревнивец. Это мужественный, много переживший человек, который нашел в любви Дездемоны огромную преданность и дружбу. Благодаря ей он продолжает глубоко верить в добро. Пушкин очень верно отметил: «Отелло от природы не ревнив – напротив: он доверчив». Именно поэтому он так потрясен, когда Яго клеветнически убеждает его в измене Дездемоны. Два благородных человека – Отелло и Дездемона – становятся жертвами бесчестия и коварства. В трагедии Шекспира звучит страх и скорбь перед торжеством зла. Тревога за судьбу мира, в котором одерживают победу пороки и несправедливость, усугубляется в трагедии «Король Лир» (1605). Шекспир создал ее на материале хроники о старом британском короле и его неблагодарных дочерях. Старинный сюжет в обработке великого драматурга наполнен размышлениями о волнующих проблемах времени, о заблуждениях человека, о его трагической вине. Король Лир решает отказаться от власти, «уйти на покой». Ослепленный лестью двух из своих дочерей, он раздает им все свое состояние, уверенный, что всегда будет желанным гостем в их владениях. Однако дочери отплатили Лиру жестокой неблагодарностью. Он стал нищим и бездомным, и на помощь ему поспешила лишь третья дочь Корделия, которую он в свое время лишил родительской любви и наследства, оскорбленный сдержанным выражением ее чувств. Пытаясь спасти отца, Корделия погибает, следом за ней умирает и сам Лир, сломленный сознанием собственной духовной слепоты и бессилия добра. Трагедия Лира и его дочери варьируется в истории графа Глостера, преданного сыном Эдмундом, по навету которого он отрекся от другого сына – искренне любящего Эдгара. Линия Глостера еще более усиливает трагическое звучание произведения. Гибель героев трагедии выглядит как крах мировой справедливости. Не это ль час Кончины мира? – говорится в момент гибели благородной Корделии. Шекспир «сильно и остро реагировал на противоречия начавшегося нового века, на происходившие вокруг него события и смены социально-политических течений, но его реакции его были сложны и глубоки, и выражались они не в непосредственных откликах на злободневность, а в глубоких внутренних надломах, в изменении им оценок жизненного процесса и людей, взятых в целом». В шекспировском творчестве второго периода усложнился образ человека: в монументальных фигурах его отрицательных героев воплотились черты мирового зла; в изображении раздвоенности человеческой души отразилось горькое знание суровых законов действительности. Точно и выразительно сказал об этом известный советский режиссер Г. Козинцев: «Шекспир видел не только зло старого порядка, но и звериную сущность нового. Он знал: на медали, вычеканенной Возрождением, две стороны: на одной лицо Гамлета и Ромео, на другой – Яго и Эдмунда». В 1606 г. Шекспир написал трагедию «Макбет» - одно из самых глубоких произведений мировой литературы, раскрывающих многогранность психологии человека. Ее герой, по словам Белинского, «злодей, но злодей с душою глубокою и могучею… Вы видите в нем человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который при другом направлении мог бы быть другим человеком». Огромная духовная энергия Макбета рождает в нем всепобеждающее честолюбие. Стремление утвердить свою личность заглушает в нем на длительное время и голос совести, и человеческие чувства. Он рвется к престолу, уничтожая всех, в ком видит препятствие. При этом, как внутренне оправдание, он вынашивает мысль о том, что, победив, станет добрым и мудрым правителем. Но каждое его злодеяние влечет за собой следующее. И каждое очередное убийство, совершаемое Макбетом, вызывает глубокое душевное потрясение у него самого. Естественная человечность, просыпаясь в нем, выступает как «правосудие», которое «подносит нам же чашу с нашим ядом». Мучительное раскаяние делает вдвойне страшным поражение Макбета, его гибель. Преступность натуры, одержимой жаждой власти, еще более заострена в образе леди Макбет. По ее понятиям, человек лишь тот, кто способен осуществить любые свои замыслы, как бы ни были они безнравственны. Но и у леди Макбет злая гордость наказана пробудившейся незаметно для нее самой человеческой природой. Она вдруг начинает ощущать на своих руках пятна крови тех людей, к убийству которых она призывала мужа, и от этого теряет рассудок. В условиях жестокого века основой самосознания человека становится жестокость. Богатство духа перерождается в стремление безграничного самовозвышения и ведет человека к трагическому концу. Поэтому в «Макбете» герой «не подходит под определение «положительного» или «отрицательного» персонажа. Он… жертва тех противоречий, которые вырастали на почве классового общества». В пьесах Шекспира часто встречается образ, своеобразно воплощающий собой оценку всей представленной действительности, - образ шута. Именно шут, личность, стоящая на самой низшей ступеньке общественной лестницы, острым глазом наблюдает бесчеловечные порядки «серьезного» мира и выступает глашатаем правды, которую не видят или не хотят видеть другие. В «Короле Лире», например, «шут с самого начала знал то, что Лир понял, лишь пройдя путь тяжелого страдания». В трагедии «Гамлет» ту же роль выполняют могильщики: их трезвый взгляд на вещи отражает прямоту и мудрость простых людей. В последний период творчества Шекспир пишет пьесы фантастического, полусказочного характера. В них проступают те же конфликты, которые представлены в трагедиях, но здесь, как это обычно бывает в сказках, они смягчаются, рассеиваются и завершаются счастливым концом. Но при этом все-таки ясно, что победа добра – условна, придумана, чтобы смягчить безысходность противоречий. «Гамлет». Трагедия «Гамлет» (1601) занимает первое место в ряду «встревоженных» трагедий – так называли пьесы, появившиеся на английской сцене к концу XVI в., в которых отражалась тревога по поводу событий времени. Она наиболее полно отражает кризис гуманистической идеологии Ренессанса. Как и многие произведения великого драматурга, «Гамлет» не имеет оригинального сюжета. В основе содержания пьесы лежит легенда, записанная в Дании еще в XIII в. и не раз использованная в литературе до Шекспира. В Англии она обрела жизнь в жанре драмы, точнее, мелодрамы – так называемой «трагедии грома и крови». Ко времени появления шекспировского «Гамлета» история о датском принце сама по себе уже не представляла интереса. Но Шекспир придал ей новое звучание: борьбу героев старинной легенды он наполнил современным смыслом, передал дух жестокой борьбы, характерный для его действительности. Конфликт между принцем Гамлетом и королем Клавдием далеко выходит за рамки личного. В сюжете их отношений этот конфликт является стержневым – все столкновения Гамлета с другими персонажами, судьбы всех действующих лиц определены его развитием. Таким образом, вся жизнь как бы оказывается включенной в орбиту противостояния добра и зла, и каждый человек как будто обречен выдержать испытание на принадлежность тому или другому. Развитие драматического действия в пьесе. Предпосылка основного конфликта содержится уже в той острой неприязни, которую Гамлет испытывает к новому королю, еще не зная о его преступлении. По убеждению Гамлета, этот человек не достоин заменить своего предшественника ни на престоле, ни в сердце королевы, он лишен тех замечательных человеческих качеств, какими обладал покойный король. Клавдий чувствует враждебность принца, и, чтобы не выпускать его из поля зрения, пытается удержать его в Дании, мотивируя это родственной привязанностью. Однако попытка короля расположить к себе Гамлета остается безрезультатной. В первом же акте намечается также конфликт: Гамлет – Полоний и Лаэрт. Во втором акте оба конфликта, и основной и дополнительный, углубляются. Гамлет ненавидит Клавдия уже как убийцу своего отца. В третьем акте враждебные стороны активизируются. Приглашая актёров, Гамлет устраивает «мышеловку» для короля и убеждается в необходимости мести. Король также замышляет погубить Гамлета. Четвёртый акт обнаруживает уже полную внутреннюю готовность противников к столкновению. И в пятом акте всё разрешается. В глубоком потрясении, которое переживает герой трагедии, отразился кризис мировоззрения развитой личности позднего Ренессанса. Именно поэтому основной конфликт «Гамлета» явился зеркалом противоречий шекспировской эпохи. И Гамлет, и его противники – «люди эпохи Возрождения. Гамлет – воплощение того расцвета личности, интеллектуальной культуры, новой гуманистической морали, которым ознаменовалось Возрождение; Клавдий – носитель эгоизма, своекорыстия, жестокого властолюбия – всех тех пороков, которые были и в средние века, но и пышно распустились в эпоху буржуазного индивидуализма» (История западноевропейского театра). Дополнительно Биография У. Шекспира (см. файл - Презентация У. Шекспир) Задание Проходим тему: Трагедии (1-ый урок) и комедии (2-ой урок) У. Шекспира Вопросы к семинару: 1. Шекспировский вопрос. 2. Кого рассматривают в качестве автора произведений Шекспира? 3. Официальные факты из жизни писателя. 4. Театр «Глобус». 5. Три этапа в творчестве писателя. 6. Исторические хроники. 7. Трагедии. 8. Комедии. 9. Бессмертные герои произведений Шекспира: Отелло, Яго, Дездемона, Ромео, Джульетта, Гамлет, Офелия, Лир, Макбет. Выбираем одного из героев и составляем его литературный портрет-письменно! 10. Психологизм Шекспира. 11.Значение Шекспира для мировой литературы. Следующий урок – семинар по пьесам У. Шекспира.
«Возрождение в Англии: жизненный и творческий путь Шекспира» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot