Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков

Эмпириокритицизм

Во второй половине 19 – начале 20 веков в философии науки активно развивалось такое направление, как эмпириокритицизм. Распространено оно было, главным образом, среди ученых-естествоиспытателей. Сам термин означает критику опыта. Главными разработчиками данной философской концепции в науке были Э. Мах и Р. Авенариус.

Э. Мах (1838-1916) являлся талантливым математиком и физиком, который специализировался на в экспериментальной и теоретической механике, специалистам известны такие понятия, как «число Маха», «угол Маха», «конус Маха», «принцип относительности Маха». Его деятельность протекала в условиях перестройки принципов классической физики. Разработанная ими философия была реакцией на кризис в науке и попыткой этот кризис преодолеть.

Эмпириокритицизм основывался на принципах позитивизма Конта, Спенсера, Милля и предусматривал искоренение метафизики. В позитивизме произошел отказ от всего надуманного, от таких целей как поиск первооснов, сущностей, субстанций и т.д., от любых теорий, которые не могут быть проверены и подтверждены эмпирическим путем. Для того, чтобы этого добиться, нужно было обнаружить источники этих метафизических заблуждений, что скрываются в реальных механизмах научного познания. Достигнуть этого можно, если методично проследить весь путь научной мысли вплоть до сегодняшнего дня, чтобы увидеть, когда была совершена ошибка, и тем самым избавить следующие поколения от напрасных заблуждений. Это предопределило большой внимание сторонником эмпириокритицизма к истории науки. В качестве такой метафизике, приведший к неверным выводам, были логические ошибки, ошибки в системе доказательств, скачки мысли, разрывы в процессе рассуждения и т.п.

Авенариус считал, что метафизика сильна в сознании людей в силу обычаев и традиций, переплетясь с истинными знаниями, однако ее наличие серьезно мешает прогрессу науки.

Мах разработал теорию «экономия мышления», согласно которой научному мышлению присущи гармонизация, экономизация и организаций мыслей. Это является результатом развития биологической потребности человека ориентироваться в окружающем пространстве. «Экономия мышления» предполагает, что, в соответствии с мышлением человека, те теории будут хороши, которые являются простыми и удобными. Тем самым принцип их истинности отходил на второй план.

Конвенционализм

Возникновение такого научно-философского течения, как конвенционализм, было связано с именем известного французского математика Анри Пуанкаре (1854-1912).

Замечание 1

Суть конвенционализма состоит в том, что основой научных теорий выступают соглашения или конвенции между учеными. Они принимаются исходя из различных причин, например, удобство или простота в использовании, но не связаны непосредственно с истинностью знания.

«Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В теории Пуанкаре происходит перенос акцента с объективности и истинности на общезначимость. Наука, с его точки зрения, представляется как набор правил и действий, что сближает ее с игрой. Правила устанавливаются произвольно по соглашению, но такие правила могут быть легко заменены другими вплоть до противоположных, если первые, по каким-то причинам, окажутся плохими. Те термины и понятия, которые используют ученые, не являются отражением объективной реальности, так, «точка» или «прямая линия» из геометрии не являются реально существующими, но существуют как полезные соглашения.

Философия А. Эйнштейна

Альберт Эйнштейн (1879-1955) был одним из самых выдающихся физиков 20 века. Его научные открытия и философские взгляды оказали огромное влияние на развитие науки. Его эпистемологическая концепция сводилась к тому, что не существует строгого и логического пути от практики к теории, задача ученого состоит в открытии законов природы через обобщение, которое происходит на интуитивном творческом уровне, непосредственных эмпирических данных.

Гармония этого мира может быть познана через действие в нем законов природы. Эта мировая гармония разумна и имеет эстетическую привлекательность. Эйнштейн, называя себя учеником Маха и принимая во внимание положительную роль, которую позитивизм сыграл в науке, все же был не согласен с ними. Подобные теории предполагают упорядоченность объективного мира, чего ожидать человек никак не может. Мир лишь отчасти доступен для людей, а потому всегда будет для них вечной загадкой. Потому этот мир и манит исследователей для своего изучения.

Эйнштейн выделял несколько типов людей, которые приходят в Храм науки:

  • те, кто приходят в науку ради того, чтобы почувствовать свое интеллектуальное превосходство, наука в данном случае разновидность спорта;
  • те, кто занимаются наукой исключительно ради утилитарных целей;
  • те, кто поставил себе целью создать простую и ясную картину мира, оторвавшись от мира ощущений.

Именно последние – это настоящие люди науки, те, кто «удостоился милости ангела». Они часто могут казаться странными, уединенными и замкнутыми. Но благодаря им происходит постижение реального мира и движется вперед наука. На то, чтобы создать картину мира, они переносят центр своей духовной жизни, благодаря чему обретают уверенность и покой.

Философия З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) являлся виднейшим австрийским и немецким психиатром, основателем психоанализа и одним из крупнейших теоретиков психологической науки 20 века. Центральной темой его философии была проблема сущностей человека, а именно соотношение человеческого и природного в человеке. В ее решении Фрейд стоял на биологизаторских позициях, подчеркивая первичность и доминирование в человеке именно животных начал, выраженных в качестве неосознаваемых инстинктов и явлений. Фрейд выделял два основных инстинкта:

  • Эрос – влечение к жизни, проявляемое через сексуальную энергию либидо;
  • Танатос – влечение к смерти, проявляющееся в саморазрушительном поведении личности.

Фрейд сводит все многообразие культуры, сложных социальных отношений к стремлению человека реализовать или сдержать эти два влечения. Рассматривая смысл человеческого бытия, Фрейд указывает, что личность стремится к бессмертию, которое может достигаться двумя альтернативными путями через реализацию влечений. С одной стороны, как любое животное, человек стремится к своему воспроизводству через размножение, таким образом он увековечивает себя в потомках. С другой стороны, Фрейд пишет о том, что все живое представляет собой непрерывно движущуюся материю, которая из-за своей нестабильности подвержена распаду и разрушению. Избежать этого можно уподобившись неживой материи, которая стабильна. Для этого человек стремится уничтожить себя, чтобы перейти в неорганическое состояние различными способами.

Позитивисты отрицательно относились к его теории, поскольку не признавали то невидимое и не фиксируемое, о чем говорил Фрейд. Однако, по мнению Франка, именно Фрейд сделал важное открытие в области человеческой души, показав значение низших, стихийно-демонических сил, что привело к увеличению знаний человека о собственном Я.

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot