Бернар Клервоский ($1091 - 1153$) французский теолог, богослов, мистик, монах монастыря Клерво. Известен своей работой в цистерцианском ордене. Благодаря его подвижничеству этот орден, из небольшого ордена стал одним из выдающихся среди средневековых орденов.
К $1115$ году он основывает свой монастырь в Клерво, в котором становится аббатом.
Что касается теологии и взглядов Бернара Клервоского, то они тяготели к мистическому направлению. Сам он так же придерживался папской теократии и убедительно отстаивал права папы Иннокентия $2$ в споре с Анаклетом $2$ – антипапой, который занимал римский престол в $1113- 1138$ годах. Он даровал корону Роджеру $2$. Помимо этого Бернар активно боролся с еретиками и вольнодумцами, так же осудил Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского во время Вселенского собора в $1140$ году.
На соборе в Труа от $1128$ года под его авторитетом был принят устав ордена тамплиеров. Выступал идейным организатором 2го крестового похода в $1147$ году. Его вклад в развитие монашеских орденов бесспорен. В его честь орден цистерцианцев был переименован в орден бернардинцев. Бернар Клервоский имел внушительный авторитет в церковном сообществе и в светском мире, известно, что он диктовал свои взгляды как папам, так и королям. К $1174$ году он был канонизирован римской Церковью, а к $1830$ был причислен к учителям Церкви.
Пётр Дамиани $(1007 – 1072)$– богослов, теолог, составитель Григорианской реформы, бенедиктианец, кардинал, относился к учителям церкви.
Этот авторитетный религиозный деятель внёс внушительный вклад в реформирование церкви, в частности в монашеской среде. Реформа была направлена на строгое выполнение бенедиктинского устава, а так же на самоуправление монастырей и свободу от светских органов власти.
Подвижничество Петра Дамиани было настолько велико, что он был провозглашён папой Стефаном $9$ в сан епископа и возведен в кардиналы-епископы. Тем самым он стал одним из выдающихся клириков в церкви.
В своём учении Пётр Дамиани ратовал за общинность в монашеском мире и целибат для деятелей церкви.
Эти личности прославились в истории христианства в качестве выдающихся реформаторов монашества.
В своем трактате Бернар Клервоский рассуждал о единой цели философии и монашества. Он следует учению Августина и Ансельма Кентерберийского, полагая, что философия, которая не возводится к созерцанию, не есть истинная философия. Философское понимание чувственного в качестве средства созерцания. Но за пределами монашества философия не является авторитетной, в чем и было его осуждение Пьера Абеляра, который выдвигал противоположное мнение.
Будучи умеренным реалистом, Абеляр полагал, что реализм в совокупности с аристотелизмом уводит философию от монашеского созерцания к отрицанию значимости чувственного опыта, что представлялось для Бернара опасным, так как ведёт к забыванию истинной цели христианской жизни.
Следующее противоречие философии Абеляра заключалось в ограничении власти Бога, как считал Бернар. Это замечание против Абеляра было поддержано Петром Дамиани. В частности, против принципа непротиворечивости Бога. Любое ограничение Божественной власти считается богохульством, так как ведет к отрицанию его всемогущества. Логика Аристотеля в этом вопросе выступает врагом религии. Положение о том, что «Всё, что существует сейчас, в силу того, что существует, без сомнений является необходимо существующим» - наводит на трактат Аристотеля «Об истолковании». В трактате Аристотель выводит требования к познанию мира: необходимо то, что никакая вещь не может быть или не быть в то же самое время одним и тем же образом.
Петр Дамиани утверждает, что христиане должны делать выбор между божественным всемогуществом и рациональным познанием, которое понимал Аристотель. Следуя принципу Аристотеля о непротиворечивости, богослов натолкнётся на богохульство, поэтому необходимо воздержаться и пожертвовать рациональным способом познания во имя спасения.
Дамиани доходит до крайности в отрицании необходимости существования, отражающего принцип непротиворечивости. Всемогущество бога и принцип непротиворечивости не согласуются. Таким образом, он требовал исключить логику из богословских практик. Философия должна быть отделима от веры, так как между ними нет и не будет гармонии. Теология становится выше чем логическая необходимость.
Таким образом, Бернар и Дамиани представляют ответ новой традиции монашества, которое развивалось в аристотелевском методе. Бернар полагал ценность философского учения, которое было направлено на созерцание Бога, Дамиани, напротив, исключает ценность философии для религии, логика не полезна для веры и монашества. Но их взгляды совпадают в том, что они одинаково противостоят той философии, которая движется по пути аристотелизма, который ведёт к разработке логических проблем. Поэтому философия Аристотеля начнёт активно развиваться в светских кругах.