Фигура мыслителя
Юрген Хабермас (р. $1929$) современный немецкий философ и социолог, представитель Франкфуртской школы. В $60$-е и $70$-е годы идеи Хабермаса повлияли на общественные движения как в Европе, так и в обеих Америках.
Философские воззрения Хабермаса имеют основание в духе философии И. Канта, К. Маркса, в социологии Т. Парсонса, М. Вебера и др., в духе американского прагматизма. Часто его называют «отцом» левых.
Одной из причин философского проекта Хабермаса стало осмысление им послевоенной мировоззренческой ситуации в Германии. Для него важно проблематизировать и понять, что есть речь и как возможно коммуникация и понимание людей друг друга.
Теория коммуникативного действия
Теория социальной коммуникации Хабермаса рождается из критики мыслителем европейского логоцентризма. Он, по мнению мыслителя, делает акцент на «я», в то время как нужно в современных условиях делать акцент на интерсубъективное, на пространство общения между людьми. Человек изначально находится в ситуации общения, посредством нее человек определяет себя, свое положение в мире. В этом случае новоевропейский объективизм являет себя как просто присутствие, не включенность в коммуникацию.
Оценка эпохи модерна осуществляется Хабермасом с опорой на взгляды на данную тематику Макса Вебера. Особенность данного подхода мыслителей заключается в разделении разума на три составляющие: так любая вещь или явление осмысливаются с гносеологической, этической и эстетической позиций. Это ведет к двум последствиям: с одной стороны, ярче обозначается граница между экспертами, знатоками артефактов культуры, и профанами, представителями общественности и простыми людьми, с другой стороны, вторжение элитаризированного искусства в массы может нарушить цельность «жизненного мира» общества, что выражается в эстетизации или морализации отдельных сторон культурной жизни. Задача же философии выступить инициатором и площадкой для общения экспертов и «потребителей» культуры.
Речевой акт обосновывается как значимый. Во-первых, на уровне обыденной коммуникации может быть достигнуто согласие, во-вторых, на основании этого, формируется дискурс. Дискурс подчиняется определенным правилам:
- он открыт для участия для всех желающих;
- в дискурсе не приемлемо принуждение к согласию с какой-либо точкой зрения;
- основа дискурса – это стремление в итоге достичь согласия, выработать общую точку зрения.
Коммуникативное согласие имеет свои особенности. Согласие в общении должно быть лишено внушения и угроз. Первоначально коммуникация строится с использованием вербализации человеком своего внутреннего мира, что впоследствии дополняется выходом к значимым темам о структуре мира и общества.
Социализм и политика
Философия Маркса и Энгельса, по мнению Хабермаса, в большей степени делает упор на этической стороне рассмотрения общества; для нее важно дать оценку общественному развитию.
Хабурмас же делает акцент на понятии демократия, называя ее «волшебным словом». Он предпринимает попытку ревизионизма демократического учения. Сам Маркс – это не марксист, поэтому Хабермас становится в оппозицию к практикам переосмысления наследия мыслителя.
Кроме того, Хабермас не принимает постмодернистскую философию, считая, что она не ушла далеко от проблем, постановка которых – удел мысли XIX века. Он предлагает свой проект «коммуникативного разума».
Хабермас также является одним из создателей теории постсекулярного общества. По его мнению в нашей современности господствует экуменистическая дружба всех религий, когда между ними устанавливается прямой, бесконфликтный контакт. Установка на такие отношения должны способствовать снижению терроризма в мире, которые имеет, кроме всего прочего, и религиозный характер.
Кроме того, социально-политические идеи, развиваемые Хабермасом, во многом признаются европейской политикой исходными для себя.