Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Способы представления человека в русской культуре и философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Способы представления человека в русской культуре и философии
Замечание 1

Одной из ключевых характеристик русской философии и культуры является ее обращенность к решению антропологической проблематики. Человек является одной из тех фигур, к которым в русском интеллектуальном сообществе интерес никогда не иссякал.

Средние века и эпоха Просвещения

На ранних этапах развития философской мысли в России человек трактовался всецело с точки зрения христианства. Основными были вопросы его духовного спасения, морально-нравственного совершенствования и т.п.

В $XVIII$ веке в Россию проникают идеи европейского Просвещения. Итогом этого становится новое обращение к определению природы человека. Здесь наравне с духовными трактовками появляются и вполне материалистические.

Помощь со студенческой работой на тему
Способы представления человека в русской культуре и философии

Духовное направление представлено Григорием Сковородой По данной теме мы уже выполнили реферат Три мира Григория Сковороды подробнее . Этот мыслитель считает, что человеку присуще два типа познания: внешнее и мистическое, глубинное. Базовая идея последнего – это познание в первую очередь себя, специфики своего бытия, а на основании этого и окружающего мира.

Второе направление представлено идеями Одоевского и Чаадаева, которые предпринимают попытку синтеза европейской рационалистической философии и русской религиозно-мистической мысли.

Так Одоевский считает за необходимость утверждать единство человека и природы. Человек – это центральное звено мироздания; он представляет собой естественную совокупность разнонаправленных инстинктов.

Чаадаев трактует специфику человеческого бытия как стремления от материального субстрата к обретению духовного смысла. На основе достижения каждым человеком «созерцания» Бога строится единое общество. Стремление к такому теократическому единству – цель и смысл человеческой жизни.

Антропологическая проблематика в русской литературе

На обращение русской литературы к художественному исследованию природы человека повлиял европейский романтизм. Вслед за ним А.С. Пушкин обращается к изображению статуса человека. Пушкин в первую очередь отмечает «пограничное» положение человека между метафизическим и обыденным мирами.

Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский также отмечают онтологическую «неустроенность» человека в мире. Вместе они описывают то, как человеку приходится формировать свой внутренний мир, свою личность в условиях враждебного мира.

Замечание 2

Итак, в русской литературе человек предстает как сложная реальность, обладающая своими законами и закономерностями и «ландшафтами» смыслов.

Христианская антропология славянофилов

Славянофильство стало продолжением поиска понимания духовного содержания Православия. Указанную суть Православия они видели, с одной стороны, в мистическом единении человека с Богом, с другой стороны, в единстве людей между собой в рамках рода, общины, общества. Это отражалось ими в концепте соборности. Религия и Церковь – это суть человеческой жизни.

Славянофилы отстаивали идею целостности человека. По их мнению, человек представляет собой единство всех его духовных способностей: воли, веры, разума и чувства. Мыслители-славянофилы считали необоснованным отдавать предпочтение какой-либо одной способности. Это, считали они, приводит к однобокому взгляду на человека.

Центр человеческой веры – это вера в Бога, стремление к нему, вокруг которого располагается все остальное, считали славянофилы.

Антропология В.С. Соловьева

Замечание 3

В.С. Соловьев с точки зрения антропологии критикует европейскую философию, к которой, по его мнению, человек понимается односторонне либо как рациональное существо, либо как механистическое. Поэтому Соловьев стоит на позиции совмещения рационального и мистического уровней познания человека.

С точки зрения Соловьева По данной теме мы уже выполнили реферат Владимир Соловьев подробнее , человек представляет собой реальное, живое единство с Богом как абсолютной реальностью. Но человек при этом не идеализируется. Он остается свободным выбирать свой жизненный путь. Поэтому человек может быть как и совершенным, так и ничтожным.

Одно из определений Софии – это «соборное» человечество.

Антропологические идеи Соловьева нашли дальнейшее развитие в философии, литературе и изобразительном искусстве «серебряного века» в начале $XX$ века.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис