Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена

Основные положения

Замечание 1

Философская антропология в рамках философской мысли $XX$ века является самостоятельной школой. Складывается она в рамках немецкой философской мысли. Ее основные представители: М. Шелер («Положение человека в космосе»), Х. Плеснер («Ступени органического и человек») и А. Гелен («Человек. Его природа и положение в мире»).

На школу философской антропологии оказали влияние идеи философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля. В целом, представители философской антропологии первой четверти $XX$ века использовали наработки психологии, биологии, социологии и религии для характеристики специфики природы человека.

М. Шелер

Теоретической базой проекта философской антропологии Макса Шелера являлось неокантианство и феноменология.

Шелер считает, что культура и философская мысль вплоть до начала $XX$ века не смогли осмыслить природу человек, не смогли ее должным образом оценить. Итогом такого пренебрежительного отношения к человеку является кризис культуры. Он есть в первую очередь кризис личности, вызванный доминированием естественного знания.

Шелер выделяет пять основных идей о человеке:

  1. Иудео-христианская идея, утверждающая сотворенность человека Богом и вытекающие отсюда онтологические и этические последствия.
  2. Концепция «человек разумный». Согласно с ней человек объявляется единственным обладателем разума, который всецело предназначен для познания мира.
  3. Точка зрения натурализма, позитивизма и прагматизма, которая отрицает духовную специфичность разума, видя в нем исключительно совокупность инстинктов и результатов чувственного восприятия.
  4. Подход к оценке развития истории человечества как регрессу. Бытие человека при этом расценивается как нечто негативное, обреченное к гибели. Эти идеи Шелер находит в поэзии романтизма, в философии Шопенгауэра и Ницше и др.
  5. Идея, которая превозносит человека на вершину мироздания. Такие идеи являются отчасти продолжением учения Ф. Ницше о «сверхчеловеке» (Н. Гартман и др.)
«Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Шелер предлагает новую, шестую идею. Согласно с ней человек является одновременно животным и существом обладающим разумом. Человек становится таков в том случае, если становится способным ассимилировать, обнаружить в себе заложенный Богом дух. Сущность человека по Шелеру – любовь.

А. Гелен

Философско-антропологический проект А. Гелена имеет биологический характер. С точки зрения мыслителя человек является биологическим существом, причем ущербным.

Ущербность заключается в том, что человек не приспособлен к жизни в условиях природы. Отмеченная ущербность толкает к активной деятельности по созданию благоприятных условий существования.

Граница среды существования человека – это культура и техника. Они оцениваются не как нечто внутреннее, но как самостоятельные сущности. Культура и техника – это своего рода человек, который также живет и развивается.

Для выживания в условиях окружающего мира человек создает социальные институты, устанавливает нормы закона, правила поведения, морально-нравственные требования и т.д.

Человек с животным роднит наличие следующих общих инстинктов:

  • инстинкт безопасности;
  • инстинкт заботы о своем потомстве;
  • инстинкт стремления к жизни во всех ее проявлениях и страха смерти.

Х. Плеснер

Плеснер стремится создать антропологию как строгую науку, имеющую своей основой онтологическую проблематику. Она должна исходить, как считает мыслитель, из понятия жизни и стирать грань разобщенности естественных и гуманитарных наук. Жизнь – это единство биологии и «наук о духе».

Главная особенность человека – это его способность экзистировать, т.е. отделять свою личность от данной здесь и сейчас телесности.

Замечание 3

Плеснер выделяет ряд законов жизни человека:

  1. человек должен сделать себя человеком;
  2. между человеком как познающим субъектом и миром лежит преграда, суть которой в сфере его эмоций;
  3. неукорененность человека в бытии, постоянный поиск смыслов.
Дата последнего обновления статьи: 21.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot