Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
Содержание статьи
Определение 1

Метод познания – это путь, способ достижения познавательной цели.

Представления о методе в философии

Проблема метода является одной из основных проблем гносеологии – философской дисциплины, рассматривающей вопросы познания и познаваемости мира. Между теми мыслителями, которые придерживаются позитивной гносеологической парадигмы, т.е. считают, что бытие познаваемо, на протяжении веков идут ожесточенные диспуты о том, с помощью каких методов необходимо осуществлять этот процесс. В традиционной философии рассматривалось два основных методологических направления:

  • эмпиризм,
  • рационализм.

Базой для эмпиризма выступают сенсуалистские представления, согласно которым, непосредственное чувственное познание, есть источник наиболее достоверных знаний об окружающем мире. Эмпиризм идет дальше и рассматривает в качестве источника не чувственное восприятие само по себе, а опыт, как особую категорию, комплекс чувственных образов, соотнесенных и встроенных в целостную систему знаний и взглядов индивида, а также практический эксперимент, опытное испытание самой действительности.

Рационализм в свою очередь полностью отрицает значение чувственного познания, предполагая, что оно является слишком субъективным (восприятие разными людьми одного объекта может существенно отличаться), равно как и сама воспринимаемая реальность может быть слишком изменчивой. Рациональное познание ставит своей целью проникновение в сущность объектов, что возможно только с помощью рационально-логических методов и приемов, поэтому основным источником знаний становится сам разум человека.

Антагонизм эмпирических и рационалистских концепций сохранялся в философии длительное время, однако на современный момент, он преодолен, главным образом в науке, и достигнуто более целостное понимание процесса познания. И чувственное и рациональное познание не только действуют совместно, но являются необходимыми компонентами формирования друг друга. Тем не менее философское наследие прошлого сохраняется в традиционном делении всех методов познания на два уровня:

  • эмпирические,
  • теоретические.

Эмпирические методы познания

Готовые работы на аналогичную тему

Особенностью эмпирического уровня познания и его методов, качественно отличающего их от теоретического является необходимость исследователя взаимодействовать с реальным объектом познания – будь то природный, социальный, психический или какой-либо иной феномен. Эмпирические методы в большей степени направлены на выявление характеристик исследуемого объекта, его системы взаимосвязей с внешними условиями и другими объектами, фиксирование динамики его развития и изменения и другие проявления доступные для внешнего фиксирования. К числу основным эмпирических методов относят:

  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • сравнение,
  • описание,
  • измерение.

Наблюдение является одним из наиболее древних методов и предполагает осуществление фиксации событий, происходящих с объектом в естественных для него условиях. В современной науке наблюдение представляет собой сложный и технически нагруженный метод, для осуществление которого активно используются как технические средства – фото, видео, аудиофиксация, так и методологические приемы – составление плана и графика наблюдение, выделение основных единиц – ожидаемых феноменов которые планируется пронаблюдать и т.д. Наблюдение позволяет собрать большой фактический материал об объекте, однако не способно ответить на вопрос о сущности происходящих событий, их внутренней подоплеке.

Определение 2

Эксперимент – это метод исследования предполагающий активное и целенаправленное воздействие на объект в искусственных и контролируемых условиях для измерения его параметров.

Преимуществом эксперимента в сравнении с наблюдением является его активность и контролируемость. Экспериментатору не нужно ждать интересующего его явления он вызывает его сам, неограниченное число раз, а также сам устанавливает те условия в которых объект будет находится. Одной из важнейших задач эксперимента является контроль над переменными – т.е. теми факторами которые оказывают воздействие на объект. Существует большое количество видов эксперимента – констатирующий, формирующий, естественный, лабораторный, проверяющий и т.д.

Сравнение, описание и измерение представляют собой также фундаментальные эмпирические методы, незримо присутствующие в любом исследовании. Описание предполагает изложение результатов эксперимента/наблюдения в установленной методологией форме, измерение – выражение свойств и качеств объекта в числовой шкале, а сравнение – сопоставление друг с другом двух и более объектов по какому-либо существенному признаку.

Теоретические методы

Теоретический уровень познания характеризуется обособленностью от реального объекта исследования, ученый может взаимодействовать с ним лишь мысленно. К числу теоретических методов относят:

  • формализацию,
  • аксиоматический метод,
  • гипотетико-дедуктивный метод.
Определение 3

Формализация – это процесс перевода качественной информации объекта в специальную знаково-символическую систему, формальный научный язык (язык логики, математики, химии и т.д.).

Аксиоматический метод используется для построения системы знаний опирающейся на безусловные истины – аксиомы, а все остальные утверждения в нем представляют собой выводы из аксиом полученные с посредством строго определенных правил вывода.

Гипотетико-дедуктивный метод является одним из основных и представляет собой выдвижение предположений об эмпирических фактах, истинное значение которых неизвестно. Опираясь на массив данных ученый выдвигает гипотезу, а затем из гипотезы дедуктивным путем выводит определенные следствия, которые уже и подтверждаются либо отвергаются в ходе экспериментальной проверки.

Рациональные приемы

Рациональные приемы представляют собой мыслительные операции, которые используются как в эмпирической, так и теоретической методологии. К ним относятся как основные процессы мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, категоризация и другие; так и специализированные приемы - идеализация (создание идеального, принципиально не существующего объекта), индукция (построение выводов от массы частных фактов к более общему понятию), моделирование (воспроизведение существенных свойств/структуры объекта в другом объекте – модели, более пригодной для исследования).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис