Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Структуралистские идеи в современной культуре

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Структуралистские идеи в современной культуре
Структуралистские идеи в современной культуре
Определение 1

Структурализм – это философское направление двадцатого века, которое рассматривало культурные феномены с точки зрения анализа их структурных связей.

Происхождение и представители структурализма

Основы структурализма были заложены швейцарским лингвистом Ф. Соссюром, который разработал структурный метод для анализа языка. Ученый обуславливал актуальность своего метода рядом положений:

  • язык — это система знаков;
  • язык функционирует за счет различий между его элементами;
  • нет прямой связи между смыслом знака и его формой.

Таким образом, Соссюр По данной теме мы уже выполнили реферат Софизмы подробнее предлагал рассматривать язык в качестве системы, определяющее значение в которой играют не сами знаки или символы, а взаимоотношения между ними, имеющие сложную многоуровневую структуру. Семантическая нагрузка отдельного знака, слова, символа достигает не за счет его четкой ассоциации с конкретной формой его воспроизведения, а за счёт его положения в системе языка, т.е. отличий от других знаков и символов.

Помощь со студенческой работой на тему
Структуралистские идеи в современной культуре

В пользу своей теории Соссюр приводил тот аргумент, что один звук или слово, никогда не воспроизводятся разными людьми в полной точности, всегда существуют определенные отклонения, связанные с различными факторами. Но несмотря на это реципиент способен распознать предъявляемый знак на основании того, что «а» это не «б», а «кошка» — это не «собака» и т.д.

Более того форма знака обладает определенной изменчивостью – состав алфавита, звучание слов может меняться, в то время как семантика языка сохраняет свою структуру значений. Это привело Соссюра к мысли о том, что конкретные свойства отдельных знаков, элементов системы языка не важны, значение имеет лишь их структура, которая задана более глубокими, бессознательными законами, а потому первична и имеет вневременной характер.

Ф. Соссюр распространял свой метод исключительно на лингвистику, однако довольно скоро он заинтересовал ученых смежных областей и философов. Наиболее значительное развитие структурализм получил во Франции. К числу наиболее существенных представителей структурализма можно отнести:

  • К. Леви-Стросс,
  • Ж. Лакан,
  • М. Фуко,
  • Р. Барт и др.

Основные идеи Леви-Стросса и Лакана

К. Леви-Стросс сформировал антропологический структурализм. Основным полем для исследований ученого были примитивные культуры и сообщества, он написал множество работ, посвященных первобытному мышлению, а также особенностям жизни и общества примитивных племен, населявших различные регионы – от островов Океании, до жителей Чукотки.

Используя структурный метод Леви-Стросс выделяет бессознательные структурные матрицы, которые руководят примитивным обществом и детерминируют жизнь и поведение первобытного человека. Так, в частности, Леви-Стросс отметил тенденцию к избеганию близкородственных браков и установлению родственных связей с чужими группами даже в у самых примитивных народов. При этом он объяснял данный феномен не с помощью генетических или тем более моральных аргументов, а с помощью структуры самого общества, которая задает тенденцию к расширению, установлению связей с соседями, и избегания близкорасположенных женщин.

Леви-Стросс провел анализ мифов различных народов и выявил ряд оппозиций, таких как «герой-жертва», «мать-отец», «друг-враг», являющихся общими для всех народов. На основании этого им был сделан вывод о том, что бессознательные структуры носят универсальный характер и оказывают воздействие на нации и народы, а не только примитивные общества. Соответственно несмотря на внешнюю видимость прогресса и развития, человек в своей сущности не меняется, так как продолжает руководствоваться все теми же архаическими структурами.

Ж. Лакан спроецировал идеи структурализма на психоаналитическую теорию творчески переосмыслив работы З. Фрейда. Однако структурный психоанализ остался философским направлением, не получив значительного распространения в практике, а также не был признан международным психоаналитическим обществом.

Замечание 1

Центральной идеей Лакана является представление о том, что сознание и бессознательное являются языковыми структурами с разной организацией из-за чего они не в состоянии понять и воспринять сообщения друг друга. Терапевтическая цель психоанализа – устранит эту преграду.

Рассматривая структуру и генезис психики Лакан выводит триаду:

  • Реальное,
  • Воображаемое,
  • Символическое.

Реальное для него – это состояние ребенка в утробе матери, в котором он чувствует свою целостность, а все его потребности мгновенно удовлетворяются даже не успев сформироваться. После рождения ребенок попадает в чуждую ему среду, он начинает переживать состояния нужды – потребности в чем-либо, и теряет свое чувство реальности. Стремясь вернуться к этому чувству ребенок создает Эго – воображаемое Я. Поскольку подлинное возвращение к реальности невозможно, то Эго носит иллюзорный характер, оно компенсирует глубинные комплексы человека.

Для удовлетворения своих потребностей и желаний воображаемое Я вынуждено вступать во взаимоотношения с окружающим миром, и для их осуществления оно интегрируется в Символическое – систему языка, которая используется Я как средство опосредования мира.

М. Фуко и структуралистский подход к культуре

М. Фуко рассматривал культуру и историю через призму структурализма. Одним из наиболее известных является его высказывание о бессмысленности исторического процесса и отсутствия реального прогресса общества.

В области культуры Фуко выдвинул идеи эпистем и дискурса. Эпистемы представляют собой неосознаваемые структуры знаний, норм, правил, культурных феноменов, характерных для определенного общества в определенную эпоху. Фактически эпистемы совпадают по своегму смысловому содержанию с парадигмами Куна, только охватывают помимо науки еще и культуру.

Под дискурсом Фуко понимал практику переосмысления и субъективации общественных норм и культуры, через их обсуждение и проговаривание. Дискурс может осуществлять как отдельными личностями – и тогда он приводит к изменению их взглядов на мир и общество, либо обществом в целом, обеспечивая динамику его структуры. Отсутствии дискурса ведет к застою в обществу, окостенению его структуры, развитию тоталитаризма.