Александр Радищев
Александр Николаевич Радищев ($1749 — 1802$) – один из русских философов конца $XVII$ в. В истории русской просветительской философской мысли знаменит тем, что был ярым противником крепостничества и самодержавия. Образование он начал получать в России, а затем продолжил в университете Лейпцига. Там произошло его знакомство с идеями западных философов.В $1771$ г. Радищев вернулся в Россию, начал службу в Сенате и продолжил литературную деятельность.
Философия Радищева была направлена на то, чтобы противостоять идеалистической и религиозно-мистической идеологии крепостников. В его трудах прослеживается критика мистического учения масонов. Также он критиковал реакционные идеалистические направления в философии и естествознании. Мыслитель резко осуждал церковь, утверждая, что она выступает против народа, называя священнослужителей создателями оков разума человека.
Главный труд философа - “О человеке, о его смертности и бессмертии” был написан в ссылке. Он включает в себя четыре книги. В каждой из них прослеживается решение вопроса о сущности души человека, о природе сознания. В первых двух книгах рассматривается материалистическое понимание смертности человеческой души, третья и четвертая книги включают в себя аргументы, использующиеся идеалистами для того, чтобы доказать бессмертие. Радищев сопоставляет в своих трудах доводы материалистов и идеалистов, показывая тем самым их неравноценность. Он показывает их неравноценность. Он считал, что позиция, которую занимают идеалисты, противоречит фактам. Радищев резким образом подвергал критике учение о бессмертии души, утверждая, что идея о том, что душа бессмертна порождена бедствиями и страданиями людей.
Понятие «бытие» философ относит к наиболее общим философским понятиям, утверждая, что существование без него невозможно.
Рассуждения о бытие
Радищев доказывал, что бытие распадается на четыре формы:
- “первичный хаос”,
- “земную природу”,
- “человека и человечество” ,
- “Вселенную” (“Мироздание”).
Радищев выводит сущность человека из единства материальной и духовной натур. Согласно философии мыслителя, органы чувств связывают человека с действительностью.
Мыслитель считает, что мозг – особое орудие познавательной деятельности, которое также вмещает в себя и душу. Также он полагает, что человек обладает активностью и познавательные усилия - это ее результат.
Радищев говорит, что познавательный разум включает в себя разум теоретический, исполнительный и общественный. Теоретический разум пронизывает завесу неведомого, так как его активная сила всеядна. Главное в исполнительном разуме - жизненные потребности, исполнительный разуем соединяет разум с опытом и благодаря нему человек лучше приспосабливается к миру.
Общественный разум это разум, способный делать все, так как именно он по своему происхождению связан с родовыми функциями человека.
Так же, как и Локк, Радищев утверждает, что основа познания – ощущения и чувственные восприятия. Тем не менее, философ стремился не впадать в крайности эмпиризма. Он полагал, что человеческие представления о вещах, что существуют в реальности могут быть связаны благодаря абстрактному мышлению.
В своих трудах о познании философ проводит анализ значений и чувственной и рациональной ступени познания, не забывая и о проблемах языка и логики в познании.
В своих этических воззрениях Радищев был сторонником идеи моральной независимости личности. Он утверждал, что рабство является причиной разложения души как рабов, так и господ. Он говорил, что рабство способно лишить человека интереса и инициативы.