Сущностные признаки Нового Времени
После окончания тёмных средних веков начинается эпоха Нового Времени, которая предшествовала времени Новейшему. К характерным чертам Средневековья можно отнести догматизм христианской Церкви, бесчинство феодалов, тяжёлое положение большинства населения, атмосфера страха и мистики. В этот непростой период человек целиком и полностью зависел от воли божьей, а эту волю на земле исполняли священнослужители. Духовенство контролировало каждый шаг индивида, под надзором была даже частная жизнь. Кроме того, от взора Папы Римского не могли укрыться даже крупные феодалы и верхушка власти во главе с правителем. Церковь инициировала крестовые походы, где под прикрытием духовной миссии, преследовались интересы узкой группы людей во главе с Папой.
Люди в Средневековье вели аскетический образ жизни, во всём себе отказывали, старались поглубже спрятать свои мечты, устремления, и цели, и делать то, что велела христианская догматика. Взамен человеку было обещано воздание в загробной жизни.
В Новое время появились смелые люди с прогрессивными мыслями, новаторскими идеями, которые поставили индивида во главе всего. Отныне человек должен был сам решать свою судьбу, сам делать жизненный выбор, стремиться к своей мечте стало не фантазией, а необходимостью. Знания перестали быть собственностью узкой группы просвещённых деятелей. Мыслители и учёные, изобретатели и разного рода авантюристы поставили своей целью сделать знания доступным для больших масс людей.
Именно в этот период начинают выпускаться многотомные энциклопедии, которые собрали на бумаге все знания и технологии, накопленные к тому времени. Исследователи полагают, что именно на данном этапе развития европейской цивилизации, зарождается и формируется такое явление, как толерантность.
Кроме того, что науки становились всё более доступными для большинства, теперь в научных дискуссиях и спорах могли участвовать женщины. Слабый пол традиционно не имел права заниматься исследовательской деятельностью, теперь же выходят специальные энциклопедии и сборники для женщин.
Это время принято считать периодом борьбы с феодализмом и абсолютистскими порядками. Это время первых буржуазных революций. В процессе противостояния прогрессивно настроенной части общества с консерваторами феодалами и священниками, снова самостоятельной становится философия. Деятели просвещения сосредоточили своё внимание не только на собственно философских вопросах, но и на социальной проблематике. Усиливается практическая направленность вопросов, связанных с обществом. Принципиально новые идеи предлагали такие талантливые личности, как:
- Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.).
- Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.).
- Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.).
- Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.).
- Джон Локк (1632 – 1704 гг.).
- Рене Декарт (1596 – 1650 гг.).
- Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.).
Эти выдающиеся умы, эти революционеры сознания, давали самые разные представления о методе, и вырабатывали конкретные ему схемы. В европейской мысли оформляются два главных подхода к исследованию природных и общественных процессов:
- рационалистический.
- эмпирический.
Различия между этими методологическими концепциями очень сильные. Приверженцы эмпиризма считали, что в человеческом разуме нет ничего, чего прежде не было в ощущениях. Чувства являются самым достоверным источником истины. Представители же рационализма доказывали, что источник истины – это разум человека, который обладает врождёнными идеями, другими словами доопытным представлением об окружающем мире.
Эмпиризм философии Нового Времени
Это течение всегда находилось в конфронтации с рационализмом и мистицизмом. Для эмпирической парадигмы характерна абсолютизация опыта, превознесения роли органов чувств в процессе познания. Это направление, как самостоятельная гносеологическая концепция сформировался в 17-18 вв. Среди ключевых представителей нужно выделить следующих:
- Джон Локк.
- Фрэнсис Бэкон.
- Томас Гоббс.
- Джордж Беркли.
- Дэвид Юм.
В метафизике это течение включает в себя широкий спектр возможностей, то превращаясь в догматические схемы, то трансформируясь в скептицизм. Такое расхождение объясняется различной трактовкой понятия «опыт». Представители идеализма рассматривали эмпиризм как внутренние переживания человека, определённую форму чувственного ощущения, а также интуитивное созерцание поставленной перед собой проблемы или цели. Преодолеть границы чувственного восприятия, значит выйти за границы общепризнанных теорий, или же за рамки материального восприятия мира.
Рационализм философии Нового Времени
Основателем этого течения является выдающийся учёный и философ из Франции Рене Декарт (1596 – 1610 гг.). В процессе создания этой методологической системы мыслитель концентрировал своё внимание на дедуктивно-математических принципах познания. Движение его мысли начиналось с абсолютного скептицизма, он ставил под сомнение всё, считая, что нельзя сомневаться только в самом факте сомнения. Единственно неоспоримо существующей вещью является мышление, это независимая субстанция. Ещё одна бесспорная составляющая окружающей действительности – это «протяженность». Декарт был убеждён, что две эти субстанции обладают свойством взаимопроникновения друг в друга, однако они не соприкасаются. Мышление и протяжённость, по мнению французского философа, может объединить в человеке лишь Бог. Главными разумными идеями нашей души мыслитель считал не приобретенные, а врожденные идеи. К таковым он относил идеи Бога, пространства, времени, суждения типа «целое больше части» и т.д.
Система обоснованного знания Декарта получила продолжение и развитие в системе выдающегося голландского философа Баруха Спинозы. Единственным, что может быть общим между двумя субстанциями, Спиноза считал природу. Согласно воззрениями другого представителя рационализма, Готфрида Лейбница, наша реальность состоит из множества субстанций – монад. Монада должна быть простой и неделимой на составные элементы, кроме того, монада не обладает протяжённостью по причине бесконечной делимости пространства.