Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные черты философии Нового Времени

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философия Нового времени / Основные черты философии Нового времени
Основные черты философии Нового Времени

Что такое Новое время?

Эпохе Нового времени предшествовал этап средневековья. Он характеризуется засильем религиозного догматизма, варварских мероприятий. В этот исторический отрезок было множество кровавых войн, крестовых походов, казней на религиозной почве. Каста церковников контролировала все стороны жизни социума и отдельно взятой личности, даже частная жизнь людей была под неустанным контролем духовенства. Главной ценностью было соблюдение моральных норм, предписанных Папой Римским. Человек должен был вести праведную жизнь, во всём себе отказывать, чтобы заслужить себе место в раю. В Новое время, благодаря смелым идеям философов и учёных происходит постепенный отказ от ортодоксальных установок. Главной ценностью объявляется личность, его счастье, его собственные устремления и цели.

Замечание 1

Историки и сегодня спорят о хронологических рамках эпохи Нового времени. Считается, что оно охватывает XVII – XIX вв. На данной фазе культурного развития человек начинает верить в свои собственные силы, обретает способность охватить окружающую действительность в целом, представить её вполне отчётливо и ясно.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблематика заключалась лишь в том, какими методами и способами можно достичь адекватного представления о мире, как добыть истинное знание, как его опровергнуть или доказать. Знания теперь стали являться главной ценностью и главным достижением человечества. Кроме того, оно перестаёт принадлежать небольшой группе избранных. Интеллектуальные деятели ставят своей целью не только выработку методов достижения истины, но и популяризацию знания. Они стремятся сделать его доступным и понятным среди широких слоёв населения. Именно в это время выходит множество энциклопедий, которые объединяли всю информацию, ранее накопленную человечеством. Укрепляется взаимодействие между наукой и философией. В широкий обиход вводятся такие категории, как метод и субстанция. На развитие интеллектуальной традиции огромное воздействие оказали приёмы исследования, ранее утвердившиеся в естественнонаучных дисциплинах. В данный период содержание мыслительной традиции становится всё ближе к общенаучным установкам.

Данный этап развития западной цивилизации характеризуется борьбой против феодальной общественно-экономической формации, под критику попадают и абсолютистские порядки. Происходят первые буржуазные революции. В процессе борьбе с религиозными и феодальными установками, философия вновь становиться самостоятельной, как в дохристианский период своего развития. Много внимания мыслители стали уделять социальной проблематике, усиливается её практическая направленность. Новые идеи для эпохи несли такие выдающиеся умы, как:

  • Декарт.
  • Бекон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Ф.Бекон подробнее .
  • Спиноза.
  • Юм.
  • Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее .
  • Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Лейбниц подробнее .
  • Беркли.

Эти талантливые деятели, эти передовики прогресса, давали самые разные представления метода, и разрабатывали соответствующие ему концепции и парадигмы. В Западной мысли начали выделяться два ключевых подхода к исследованию природных и социальных процессов:

  • рационалистический.
  • эмпирический.
Замечание 2

Граница между данными течениями жёсткая, так как она подчёркивает, в первую очередь, принципиальность вопроса об источнике знания. Представители эмпиризма утверждали, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах, а потому они и объявляются самым достоверным источником истины. Приверженцы же рационализма были убеждены, что источник истины – это разум человека, который обладает врождёнными знаниями, то есть доопытным представлением о внешней действительности.

Эмпиризм

Данное направление традиционно противостоит таким течениям как рационализм и мистицизм. Эмпиризму свойственна абсолютизация опыта, познания при помощи чувств, нивелирование роли рационального познания. Данное течение, как полноценная гносеологическая концепция сформировался в 17-18 вв. благодаря стараниями таких личностей как:

  • Фрэнсис Бэкон По данной теме мы уже выполнили презентацию Френсис Бэкон подробнее .
  • Джон Локк.
  • Томас Гоббс.
  • Дэвид Юм.
  • Джордж Беркли.

В метафизике данная парадигма содержит в себе довольно широкий спектр, то переходя в догматические системы, то обращаясь в скептицизм. Такое расхождение можно объяснить различной интерпретацией термина «опыт». Приверженцы идеалистического течения видели эмпиризм как личные переживания индивида, конкретную форму чувственного восприятия, а также интуитивное созерцание поставленной перед собой проблемы или цели. Выйти за границы чувственного опыта, значит выйти за рамки общепризнанных теорий, или же за рамки материального восприятия мира.

Рационализм

Родоначальником этого интеллектуального направления является великий французский мыслитель и математик Рене Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее .

В разработке рационалистической парадигмы Декарт делал акцент на дедуктивно-математические методы познания. Начиная с абсолютного скептицизма, он подвергал сомнению всё, полагая, что нельзя сомневаться лишь только в факте сомнения. Из этого следует, что единственно неоспоримой вещью является мышление. Она, согласно философу, представляет собой самостоятельную субстанцию.

Второй несомненной составляющей нашего мира является «протяженность». Он был уверен, что эти две субстанции проникают друг в друга, не соприкасаясь. Согласно его воззрениям, мышление и протяжённость способен объединить в человеке только Бог.

Главными разумными идеями человеческой души французский мыслитель считал не приобретенные, а врожденные. К таковым он относил идеи Бога, пространства, времени, суждения типа «целое больше части» и т.д. Система обоснованного знания Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее получила продолжение и развитие в концепциях талантливого голландского мыслителя Бенедикта Спинозы По данной теме мы уже выполнили реферат Бенедикт Спиноза подробнее . Единственным, что может быть общим между двумя субстанциями, Спиноза считал природу. Согласно идеям другого представителя рационализма, Готфрида Лейбница По данной теме мы уже выполнили реферат философские и научные воззрения Г. В. Лейбница подробнее (1646-1716), мир состоит из множества субстанций - монад. Монада должна быть простой и неделимой на части, а также, она не обладает протяжённостью по причине бесконечной делимости пространства.