Философия Нового времени
Период Нового времени – это эпоха научной революции. Он ознаменован рядом значительных открытий в разных областях естественных наук, первостепенная роль при этом принадлежит механике.
Философия Нового времени своими достижениями частично обязана углубленному изучению природы, а частично – все более усиливающемуся соединения математики и естествознания. Отвечая потребностями научного познания, философия в данный период ставит в центр осмысления проблему метода познания, основываясь на том, что знаний бесконечное множество, а метод их достижения должен быть един и применим к любым наукам, включая философию. Философы Нового времени на основании представлений о таком универсальном методе, разделились на несколько направлений:
- рационализм;
- эмпиризм (сенсуализм);
- субъективный идеализм.
Рационализм предполагает дедуктивный метод познания, то есть продвижение от общего положения к частным выводам. Для этого философы признали существование врожденных идей, из которых может быть выведено любое знание, включая существование Бога. Сведения о природе человек получает от ощущений. Мышлением опыт и эксперимент используются как основные методы познания.
Эмпирики (сенсуалы) считают основным методом индукцию. Единственный источник знания, по их мнению – опыт, который дается посредством ощущений, восприятия и представления. Врожденные знания полностью отрицаются. Человеческая душа – это чистый лист, на который природой наносятся свои письмена. Эмпирики говорили о том, что ощущения могут быть обманчивы и их нужно подтверждать экспериментально.
Субъективный идеализм предполагает, что за субъективными понятиями не стоит никакой реальности, то есть они – суть фикции.
Основные представители философии Нового времени
Фрэнсис Бэкон – родоначальник эмпиризма. Считал, что познание начинается чувственным познанием, нуждающимся в экспериментальной проверке. Однако Бэкон – не сторонник крайнего эмпиризма. Он разделял опыт на плодоносный, приносящий человеку непосредственную пользу, и светоносный, целью которого является познание законов явлений и свойств вещей. Опыты строятся на основании индукции, то есть продвижения от частного к общему. Данным методом предусмотрено пять ступеней прохождения исследования, каждый из которых должен быть зафиксирован в соответствующей таблице:
- присутствие – содержит перечисление всех случаев встречающегося явления;
- отклонение или отсутствие – содержит все случаи отсутствия того или иного признака или показателя в представленных предметах;
- сравнение или степени – в таблице сопоставляются увеличение или уменьшение рассматриваемого признака или показателя в представленных предметах;
- отбрасывание – исключение отдельных случаев, не встречающихся в данном явлении, не типичных для него;
- сбор плодов – формулирование вывода, основанного на том общем, что присутствует во всех таблицах.
Рене Декарт видел основу философского мировоззрения в дуализме души и тела. Он считал, что существуют две субстанции, независимых друг от друга:
- нематериальная, свойством ее является мышление;
- материальная, основное свойство – протяженность.
Над обеими этими субстанциями, как истинная субстанция, стоит Бог.
Декарт в своих взглядах на мир выступает материалистом. Им выдвинута идея о развитии жизни на Земле в соответствии с законами природы и о естественном развитии планетной системы. Тела животных и человека рассматриваются в качестве сложных механических машин. Мир был сотворен Богом и своими действиями продолжает сохранять в материи необходимое количество движения и покоя, вложенное в него в процессе творения.
Томас Гоббс считал субстанцией мира материю. Все тела двигаются в соответствии с механическими законами: все движения от тела к телу передаются через толчки. Люди и животные – это сложные механические машины, действия которых полностью определяются внешними воздействиями. Такие «одушевленные автоматы» способны сохранять полученные впечатления и сравнивать их с уже имеющимися.
Источник познания – только ощущения, идеи. Позднее изначальные идеи подвергаются переработке умом.
Барух (Бенедикт) Спиноза учил, что сущностью может считаться единственная субстанция – природа, которая и является причиной самой себя. С одной стороны, природа – творящая, а с другой – сотворенная.
В качестве природы творящей она выступает в виде субстанции, или Бога. При отождествлении Бога и природа, Спиноза отрицал возможность существования сверхприродного существа, растворяя бога в природе, чем и обосновывал материалистическое понимание сущности природы.
Бесконечный ум мог бы постичь бесконечность субстанций в любом ее аспекте и состоянии. Но ум человека не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции в качестве бесконечности только в дух аспектах: протяжением или мышлением. Человек в качестве предмета познания не является исключением. Человек и есть природа.
Джон Локк считал, что сознание человека не обладает никакими врожденными идеями. Оно похоже на чистый лист, на котором записываются новые знания. Единственным источником идей можно считать только опыт. Опыт может быть внутренним и внешним. Внутреннему опыту соответствует ощущение, а внешнему – рефлексия. Ощущения возникают под воздействием на органы чувств вещей. Рефлексия же возникает, когда рассматривается внутренняя деятельность души. Через ощущения человек способен воспринимать качества вещей.
Идеи, которые были получены из ощущений и рефлексии, - это только материал для знания. Чтобы получить знание нужно обработать полученный материал. Через сравнение, сочетание и отвлечение, или абстракцию души, преобразуются простые идеи ощущений и рефлексии в сложные.
Блез Паскаль – в своих размышлениях выступал против рациональной идеи Бога. Паскаль говорил, что Бога можно познать, а само человеческое познание ограничено. Человек постоянно пребывает в противоречивом положении, так как не может пребывать в полном незнании или всеобъемлющем знании. Для человека истина всегда является частичной и относительной.
Поняв насколько ничтожен, человек стремится к познанию Бога. Люди, которые очистили свои сердца, получают доступ к Священному Писанию, а через него получает доступ в величию христианского учения. Человек находит путь к Богу не через разум, а через сердце. Паскаль считал, что христианство включает две истины:
- существование бога, которому люди могут причаститься;
- опороченные первородным грехом они не достойны причастия.
Паскаль выбрал не науку, а причастие, так как считал, что все разумное, вместе взятое, не стоит ни малейшего порыва христианского милосердия.