Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Этапы философии Нового времени

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия Нового времени / Этапы философии Нового времени
Содержание статьи

Этап становления научного познания

Философия Нового времени возникает в первой половине 17 века и центральным ее вопросом оказывается гносеологический, т.е. вопрос познания, его метода, истины и ее критериев. Разрешение данных вопросов представляло собой острую практическую потребность, так как экономика и общество переживали период бурных преобразований в основании которых находилось активное использование и внедрение науки. Научные знания перестали быть уделом избранных, а начали носить вполне конкретный и практический характер воплощаясь в изобретениях, новых способах производства, инструментах и т.д. Как следствие сама структура науки должна была измениться, перестроиться под новые условия и потребности общества, и задача выстроить новый облик научного знания ложилась на плечи философии.

Вопрос познания в философии Нового времени разрешался через два основных направления:

  • эмпиризм,
  • рационализм.

Эмпиризм сформировался на почве английской философии, главным образом в трудах Ф. Бекона. Эмпирический подход предполагает, что любое знание должно быть получено и подтверждено опытным путем, через проведение экспериментов. В основе знания в свою очередь должен лежать факт. В отсутствии факта любое умозаключение превращается в спекуляцию, не способную дать практической пользы обществу, а лишь уводящую человека от истинного знания, своим ярким миражом.

В качестве метода познания Бекон предлагает разработанную им индуктивную логику, согласно которой на основании многообразия единичных фактов-опытов, может быть получено обобщенное знание, носящее абстрактный характер. Дедуктивный подход философ остро критиковал, обвиняя его в неспособности получить новое знание, а лишь перепроверять уже известные истины.

Еще одним требованием эмпиризма, легшим в основу всей дальнейшей научной практики, стало требование простоты, ясности и однозначности языка, очищение научного знания от метафорических, многозначных и излишних определений, которые затрудняют его понимание. Кроме того, Беконом утверждалась необходимость объективного подхода к результатам экспериментов, который выражался в принципе их воспроизводимости, любым другим экспериментатором при тех же условиях и методике его проведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Рационализм представлен фундаментальными трудами французского философа Р. Декарта. В отличии от Бекона, Декарт считает, что любое внешнее ощущение и опыт человека изменчивы и обманчивы, и не способны дать достоверного знания о сущности вещей, так как любое суждение можно подвергнуть сомнению. Бесспорным остается же сам факт сомнения, из которого следует существование сомневающегося субъекта и его мышления, как важнейшей функции разума.

Именно разум указывается Декартом в качестве источника всех знаний, которое могут носить как врожденный, так и приобретенный в ходе восприятия действительности характер. Методом же познания выступает дедукция. Последовательно разбивая общие утверждения на более мелкие части, человек доходит до самоочевидных истин, которые нельзя подвергнуть сомнению, после чего используя их в качестве базовых утверждений проверяет истинность всей логической цепочки.

Этап философии Просвещения

Вторая половина 17-го и 18-й век приходятся на этап торжества философии Просвещения. Могущество науки, преобразование социальной жизни общества, буржуазные преобразования, начавшиеся в Англии и Нидерландах, вера в бесконечные возможности человеческого разума, приводят к тому, что философы все больше внимания уделяют социальным и политическим проблемам общественной жизни, а также утверждают, что просвещенный разум, посредством науки и философии способен разрешить все социальные проблемы современного им общество.

Замечание 1

Именно просвещение масс позиционируется ими в качестве панацеи от всех социальных изъянов и болезней

Наиболее известными мыслителями данного периода выступают:

  • Т. Гоббс,
  • Ж-Ж. Руссо,

Социальная тематика является ведущей в работах Т. Гоббса. Он стремится обосновать природу власти и права из собственной природы человека, его натуральных стремлений, обуславливая наличие естественных прав человека, на жизнь, на свободу и т.д. Вместе с тем, Гоббс весьма пессимистично отзывается о природе человека, утверждая, что он эгоистичен и способен на все ради достижения благополучия. Поэтому до общества люди находились в состоянии войны всех против всех. Благодаря наличию естественных законов, таких как стремление к миру, и понимание необходимости отчуждения части своих свобод ради безопасности люди смогли создать общество.

Общество в свою очередь нуждается в государстве, которое будет следить за исполнением законов всеми его членами. Для этого общество избирает своего представителя – носителя власти и заключает с ним общественный договор. Представитель становится выразителем воли и желаний общества, а его члены жертвую в пользу представителя своей свободой и обязываются полностью подчиняться ему, в то время как представитель сохраняет свою абсолютную свободу по реализации собственных желаний. Гоббс был горячим сторонником абсолютной монархии, считая, что только сильная рука и единая воля способны привести общество к процветанию.

Жан-Жак Руссо один из известнейших французских гуманистов, основывает свою социальную философию на постулате о изначально доброй природе человека. Источником зла, он видит неравенство, порожденное наличием частной собственности. Руссо выступает за демократический способ организации общества, при котором власть будет обязана помогать своим гражданам в саморазвитии и совершенствовании. Однако по мере развития своих идей Руссо приходит к описанию тоталитарной модели, в которой каждый член общества добровольно отчуждает от себя не только собственность, но также всякие права и свободы в пользу государства.

Этап немецкой классической философии

Замечание 2

Вершиной философии Нового времени, стали классические труды немецких философов, главным образом И. Канта и Г.В. Гегеля.

В своих работах Кант много внимания уделяет внутренним категориям бытия человека, а именно его нравственности, и способности поступать не исходя из соображений рассудка, часто эгоистических, а исходя из высших нравственных соображений, которые он именует категорическим императивом.

Центральной заслугой Гегеля является разработка диалектики, как системы познания, описания и развития мира через развитие и разрешение противоречий. Гегелем на идеалистическом материале – развитии абсолютного духа, были сформулированы основные диалектические законы и категории, которые позже легли в основу диалектического материализма.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Анатольевич Ворона

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис