Философия - это особая форма рефлексивного самосознания человека и общества в которой раскрывается познавательных характер отношения человека к миру и его нацеленность на осмысление противоречий настоящего, прошлого и будущего.
Философия как форма познания
Способность к познанию является одной из исключительных черт человеческий психики. В отличии от животных, для которых выработка новых форм отношений и взаимодействия с действительностью протекает в виде научения способов проб и ошибок, т.е. многократного повторения и заучивания, человек способен на осознанную познавательную деятельность, т.е. такую при которой он сам выступает субъектом познания, включая интересующий его объект во все новые системы взаимодействия – реальные или воображаемые.
Познавательная деятельность человека велась на протяжении всей истории его существования и принимала самые разнообразные формы, среди которых можно выделить:
- обыденное,
- мифологическое,
- художественно-образное,
- религиозное,
- научное,
- философское.
Обыденное познание формируется в ходе жизнедеятельности человека, в результате накопления им опыта и усвоения социальной традиции и культуры. Обыденное сознание достаточно разнонаправленно и бессистемно, оно ориентировано на одиночные объекты и сочетает в себе образные и логические конструкции.
Мифологическое познание было первой коллективной формой обобщения действительности. Его отличительными чертами были единство чувственных образов и реальных объектов, отсутствие границ между духовным и материальным миром, человеком и природой. Познание явления происходило через выявление их генезиса, т.е. нахождение предка, на основании которого устанавливались отношения родства, пронизывающие всю мифологическую систему.
Художественно-образное познание формируется непосредственно из мифологического, однако интенсивно развивается и совершенствуется сообразно прогрессу человечества. Его основу составляет индивидуальное познание творца через которое он стремится дать не только отражение своего отношения к миру или его части, но также сформировать представления, выходящие за рамки исходного образа в виде прогноза или описания идеальной картины познаваемого объекта.
Религиозное познание обращено в большей степени не к реальному миру, а к внутренней реальности человека, его духовным переживаниям, и попытке их проецирования на происходящие события действительности. Религиозные построения имеют иррациональную основу и стремятся дать объяснения тем социальным и духовным процессам которые переживает личность.
Наиболее организованным и систематическим видом познания является научное. Научное познание строится на понятийной основе, имеет общепризнанную систему методов и критериев оценки достоверности знания, а также способно критически переоценивать и перепроверять собственные утверждения. Научное познание ограничивается сферой объективных явлений, будь они внешними или внутренними, такие как психические явления.
Философское познание имеет общие черты со всеми вышеперечисленными способами познания, оно как бы соединяет и обобщает их результаты в едином рефлексивно-сознательном отношении к миру, включающем как материальный, так и духовный аспект, как переживание всеобщего, так и единичного, как рационального, так и иррационального.
Гносеология
Философской теорией познания, т.е. отраслью, ставящей вопросы познания на первое место выступает гносеология. Гносеологическая проблематика возникла одновременно с онтологической, еще в трактатах первых мудрецов и философов Греции, Индии и Китая, однако длительное время она находилась на вторых ролях, уступая главное место онтологии, т.е. поиску человека своего места в мире.
Однако в Новое время, в философии формируется новая установка, согласно которой практическое, реализуемое в материальные результаты знание о мире, дает человеку власть над ним, и гносеологические проблемы вышли на первый план.
Вместе с тем в рамках самой гносеологии существуют различные позиции относительно разрешения ее основного вопроса – принципиальной возможности познания мира. Они представлены такими направлениями как:
- скептицизм,
- гносеологический оптимизм.
Скептицизм представляет собой позицию, согласно которой познание мира невозможно. Ее сторонники приводят различные причины и аргументы в защиту своей позиции, например, о иррациональности мира, и невозможности его познания рациональными средствами, или релятивности истины.
Наиболее распространенной скептической позицией является агностицизм, в центре которого лежит утверждение о крайне субъективном характере познания и его итогов. Даже если человек способен познавать окружающую действительное, то это познание носит личностный характер и не может быть соотнесено с реальным объективным миром, равно как и результатами познавательной деятельности других людей.
Гносеологический оптимизм, напротив, стоит на предположении о возможности познания мира, а его основным вопросом является спор о средствах и источниках такого познания.
Рационализм и эмпиризм
В рамках гносеологического оптимизма, можно выделить два наиболее широких направления – это рационализм и эмпиризм.
Рационалисты позиционируют в качестве основного источника и средства познания человеческий разум. Чувственное познание – субъективно и обманчиво, лишь мышление может принести человеку объективное истинное знание независимое от внешних обстоятельств, отвечающее сущности вещей. В рамках рационалистической позиции долгое время сохранялось убежденность в существовании некоторого врожденного знания, которое дано человеку изначально и потому имеет абсолютную истинность, а внешние впечатления служат лишь способом активизировать работу мышления и осознать знание, скрытое внутри.
Эмпиристы напротив указывают в качестве источника знания опыт. Эмпиристы также разделяют тезис о субъективности чувственного познания, которое человек получает непосредственно, однако за счет специальной организации самого познания, т.е. использования научных методов – экспериментов, наблюдений, человек может получить опыт обладающей объективной ценностью, т.е. не зависящий от характеристик ученого, который его получает. Именно опыт является тем базисом, который используется мышлением для формирования понятий, суждений и убеждений, в мышлении нет, ничего, что ранее не было бы представлено в опыте человека – такова позиция эмпиризма.