Рисунок 1.
Теоцентризм Средневековья
Философская мысль средних веков относится к эпохе феодализма ($V – XV$ века). За эти несколько столетий протекали философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Стоики и наряду с этим течение стоицизм — если упоминать слово «стоик» в памяти может возникнуть образ человека, который мужественно переносит различные превратности судьбы, непоколебимо и невозмутимо выполняет свой долг, свободный от волнений и страстей. Этот образ настолько популярен, что даже породил похожее клише – «стоически» переносить трудности, значит быть непоколебимо сильным к ударам судьбы.
Эпикурейцы и эпикуреизм - учение философии, которое берёт своё начало из идей Эпикура и его последователей. Согласно данному учению, наивысшим благом подразумевается наслаждение жизнью, которое характеризуется отсутствием физической боли и тревог, а также избавлением от страха перед смертью и богами, где боги дают безразличную оценку к происходящему в мире смертных. Неоплатоники и неоплатонизм — продолжатели учения Платона, где за основу берётся ум Платона (философ Древней Греции, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый из философов, чьи сочинения дошли до настоящего времени в полном объёме, т.е. текст необрывочный, а целые трактаты и эпиграммы. Точную дату рождения Платона трудно установить, поэтому она остаётся неизвестной) в виде рассредоточенных намёков и фреймов. На основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании создаётся течения неоплатоников и неоплатонизма.
Данные течения и их представители создавали также и новые учения и веры. Новую мысль, которую они выдвигали составила впоследствии основу средневековой теологии и философии. Вообще, считается, что средневековая философия — это теология и теоцентризм. Теоцентризм — философская категория-концепция, основой которой является понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, где он источник любого блага и всей жизни и всего окружающего. То есть средневековая философия признавала только одного бога.
Категории теоцентрической философии
На основе того, что философия в средние века носила теоцентрический характер, рассматриваются следующие категории, где природа и человек — творения божественного и Бога, т. е они — божьи творения. Философия средних веков синтезируется между двумя устойчивыми традициями: христианского откровения и античной философии. В средневековой философии рассматриваются такие категории как сущность и существование, полемика реализма и номинализма. Сущность — это не что иное, как смысл определённой вещи, то, что она сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи.
Сущность — понятие абстрактное и анализировать данную категорию нужно через призму философского абстрактного мышления. Существование - часть всякого сущего, в отличие от другой его части — сущности. В отличие от слова «бытие», слово «существование», как правило, выражает только аспект сущего. Существование — также абстрактное понятие, но оно не так абстрактно ка сущность, Существование более приближено к теме вещественного понимания мира.
Полемика между реализмом и номинализмом носит философский характер, где сама полемика выступает в качестве спора, что доводит в столкновении с этими понятиями до прения и дискуссии. Вообще, реализм — это философская доктрина, по которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. В свою очередь, номинализм — это также учение философии, по которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные. Вот поэтому и рождается полемика между категориями и универсалиями реализма и номинализма. Также рождаются полемические споры и внутри самих категорий сущности и существования, реализма и номинализма. Средние века богаты данными дискуссиями и спорами, где всё также глубиноо изучалось и исследовалось понятие Бога и Божественного.
Монотеизм Средневековья
Философская мысль средних веков заключена корнем своим в религию единобожия (монотеизма). Монотеизм — религиозные представления о вере в Бога, о том, что есть только он один и больше ничего другого, только он является творцом всего живого и сущего на Земле. К таким религиям принадлежит иудаизм, христианство, мусульманство, именно они берут своё начало развитию как европейской, так и арабской философии средних веков.
Как уже упоминалось, что средневековое мышление имеет теоцентрический аспект, оно теоцентрично. Реальность в средние века определяет всё сущее, для теоцентризма есть не природа, а бог. Идея творения является основой средневековой онтологии. Средневековая онтология изучала сущее средних веков, бытие как таковое; философски подходила к изучению фундаментальных принципов бытия, его наиболее общих сущностей и категорий, структуры и закономерностей. Идея откровения в средние века представляла из себя фундаментальное учение и сама её фундамент учения познания. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви. По христианскому догмату бог дал жизнь миру из ничего, сделал бог это всё по своей доброй воле, акт доброй воли, потому что он всемогущ.
Всемогущество божественного бога помогает каждый миг сохранить бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма, с латинского языка переводится как «создание», «творение». Следовательно, уже на первую ступень выходит не природное, а сверхприродное начало. Данный догмат забирает основной центр тяжести на себя в средневековом мировоззрении. Активное творческое начало выходит из под контроля природного, из космоса и передаётся богу. В средневековой философии у понятия космоса особое место, космос здесь — это вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое. Христианский бог недоступен для познания, но он открыт человеку также, как его откровения открыты человеческому сознанию. Знания о несотворённом божественном бытие или ещё данное бытие называют сверхбытие можно приобрести в собственное сознание только через призму сверхъестественного пути. И ключ к данному познанию отдаётся вере, где она является способностью души, неведомая языческому миру. Вера — это не что иное, как состояние и познания и учения и знания в одной категории. Божественная вера или вера в бога всегда будет носить неизведанный характер, который человеку предстоит познавать и познавать через призму всего обыденного или необыденно космического. Космос в данном случае расматривается как то, что богом данная сущность, где бог находит своё существование. Понимание бытия в средние века нашло своё афористическое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы).
Таким образом, Средневековье это преимущественное религиозного мировоззрения, которое находит своё отражение в богословии. Философия, философские взгляды и течения рассматриваются через призму теологии. Основной её функцией становится толкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. На ряду с развитием данных теорий в средневековье развилось логическое мышление, разрабатывались понятия личности, проходили споры о различии ипостаси и сущности и спор о приоритете единичного или общего, где свои мнения отстаивали реалисты и номиналисты.
Когда речь идёт о средневековой философии, следует упомянуть имя Фомы Аквинского. Фома Аквинский (Ангелический Доктор) ($1225$ или $1226—1274$) — наиумнейший философ и богослов средних веков, систематизатор ортодоксальной схоластики. В $1323$ году обрёл лик святых. Основой его философии определяется то, что для спасения человек должен знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное им как бы для сравнения. Фома Аквинский считал, что блаженство — это и есть конечная цель теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, но всё это не может быть без божественной благодати. Философия средневековья оставила глубокий отпечаток на дальнейшее развития философии в целом.