Рисунок 1.
Введение в область эстетического сознания
Имеет место быть существования объективных проявлений эстетического в различных областях жизни человека. Данные проявления касаются того чувства и переживаний, которыми наделяется человек, подходя так близко к понятиям красоты или уродства жизненных предметов или явлений, человеческих поступков и отношений. Область эстетических восприятий и переживаний, которые могут исходить от ступеней эстетического наслаждения до низшей степени отвратительных моментов бытия, эстетического вкуса, суждения, оценки, эстетических идей и теорий, идеалов эстетических взглядов, то есть того эстетического, которое направлено на субъект, представляет собой некую другую сторону научного знания эстетики. Исследование данной области эстетической науки имеет огромное значение для эстетического воспитания народа, для верного и глубинного восприятия и осмысления художественных произведений форм искусствосодержащих предметов и явлений каждым человеком и каждым народом в качестве читателя книги или журнала, зрителя в зале или перед экраном, слушателя по радио или по телевидению. Творчество, труд и эстетическое чувство.
Основное для эстетической науки является творческий труд человека. И только в трудовой деятельности и труде формируется человеческий вкус, вкус к природе, чувство природы. Что и является естественным чувством человека, что составляет из себя, тем самым, чувственное восприятие красоты и формирование и оформление такого понятия как художественный вкус. Тем самым, для человека это будет особый путь, путь к утверждению и развитию индивидуально-творческих способностей человеческого мышления и ума, навыков и умений, а также деятельности. В процессе трудовой деятельности, а главное творческого труда рождались и формировались человеческие эстетические чувства: музыкальный слух, ощущения, которые чувствуют красоту и форму глаз, в общем, такие чувства, которые способны вызвать огромную массу чувства человеческого наслаждения.
Чувство эстетического ощущения эстетически прекрасного — это то глубинное эмоциональное состояние, которое охватывает человека в процессе творческой занятости человека, и когда данная занятость приносит высшее благо и наслаждение. Человек ощущает и наделяет себя эстетическим чувством в то время, когда у него вверх над всеми творческими функциями берёт восприятия различных явлений и предметов действительности, которые воспроизводят свою определённую красоту, величие или наоборот уродства. Эстетическое чувство в человеке воссоздают различные произведения искусства, которые человек просматривает, либо наблюдает за ними, либо сам воспроизводит в жизнь. Эстетические чувства и те чувства, которые они вызывают, будь то переживания или нечто другое, развиваются вместе с развитием общественного движения. Благодаря этому они сами начинают формировать всё более сложные и многообразные формы. Огромная область человеческих эмоций охвачено эстетическим чувством. Это и чувство восторженности перед красотой и возвышенностью жизни, и сострадания по поводу гибели героя, который погиб трагически, и сатирическое осмеяние безобразного и даже отвращение перед отвратительным и пошлым. А. В. Луначарский отмечал, что эстетическое чувство — это чувство наслаждения жизнью. (Анатолий Васильевич Луначарский - революционер России, государственный деятель Советского Союза, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. С октября $1917$ года по сентябрь $1929$-го возглавлял нарком просвещения РСФСР, активно участвовал в революции $1905-1907$ годов и Октябрьской революции $1917$ года).
Эстетический вкус
С эстетическими чувствами тесно переплетаются эстетические вкусы, которые представляют из себя способность человека эмоционально оценивать эстетические отношения действительности и эстетически воплощать данные произведения искусства. Развитый эстетический вкус возникает тогда, когда общественная практика имеет свою высокую планку. В ходе общественной практики человек может более точно и конкретно отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного и т. д. Оценка в данном случае будет достойной того, чтобы носить понятие эстетический вкус. Так возникают необходимые предтечи для сознательного участия человека в созидании прекрасного во всех сферах жизни и для всестороннего проявления его способности наслаждаться подлинной красотой и жизнью. Элементарные эстетические вкусы — это вкус красоты формы, цвета, звуковых сочетаний, гармонии, ритма, пропорциональности, симметричности, соразмерности и т. д. . Данные вкусы сформировались ещё в истоках человеческой истории. Когда изобретали первые орудия производства или первые одежды уже тогда формировался эстетический вкус. Говоря словами Г. В. Плеханова, «человек сначала смотрит на предметы и явления с практической точки зрения и только впоследствии становится в своём отношении к ним на эстетическую точку зрения...» (Георгий Валентинович Плеханов писал работы по философии, социологии, эстетики и этики и истории общественной мысли России).
Так, первобытные охотники нижнего палеолита находили красоту в самых ранних, симметрично отделанных, весьма примитивных кремневых орудиях — ручные рубила, миндалевидные, овальной и треугольной формы. Но, пережив однажды огромное чувство, то чувство, при котором они наслаждались красотой, созданной им самим, когда человек испытал огромную и высочайшую радость творчества, первобытный человек не смог уже больше отойти далеко от этого ужасно таинственного, но в то же время весьма увлекательного пути эстетического осмысления и переосмысления мира, художественного воспроизведения и обрамления его красоты и опасностей, которые можно лишь испытать при обращении к культуре или творчеству.
Эстетические чувства и вкусы формируются в самом раннем детстве. Для ребёнка возникновение этого чувства в сознании наступает с первым услышанным мотивом колыбельной песни, которую ему напевает его нежная мама ласковым голосом, а также с яркими, красочными и звонкими игрушками. Взрослые люди испытывают эстетическое чувство и вкусы благодаря эстетическому сознанию, которое возникает буквально на каждом шагу. Например, переживания в процессе работы, учёбы, при выполнении общественных обязанностей, на занятиях спортом, во время отдыха и развлечений. Эстетическое сознание порождается и в театре и при чтении книг, и в кино, на концертах, в музеях и на выставках. Произведения искусства, которые талантливы во всех своих формах и в образах которых как бы сформированы те или иные эстетические чувства, вызывают у читателей, зрителей, слушателей сильные переживания, которые эстетически окрашены по-своему, будь то радость или печаль. Они служат людям тем отправным пунктом, которое приводит к творческому вдохновению, они являются могучим средством эстетического воспитания и осознания, что такое эстетическое восприятие. Но профессиональное искусство не является единственным художественным источником эстетических эмоций людей. Должен происходить широчайший по размаху процесс приобщения миллионов людей к искусству, художественному творчеству во всех его видах и жанрах. Форма проявления самая различная, например, народное декоративное и прикладное искусство. Приобщая человека к непосредственному созиданию прекрасного в искусстве, художественная самодеятельность не только способствует росту его культурного уровня и развивает художественные навыки, но и активно способствует формированию у него творческого отношения к своей основной профессии, открытию в повседневном труде красоты и подлинного эстетического наслаждения.
Некоторые люди, которые не получили своевременно эстетическое воспитание, могут проявлять свои вкусы и чувства через отрицательные черты, такие как грубость, вульгарность, вкусовая несамостоятельность, крикливость, отсутствие чувства меры, неустойчивость, поверхность, недостаток эмоциональной чуткости и гибкости и т. п.
Эстетическое воспитание
Человек должен эстетически правильно понимать каждый предоставленный ему для ознакомления тот или иной материал. Должны формироваться определённые эстетические чувства, идеалы, взгляды, вкусы. Он должен правильно понимать, оценивать, переживать произведения искусства. Эстетически воспитанный человек должен не только уметь чувствовать и переживать встречаемую им красоту, но в то же время обладать внутренним стремлением, способностями и мастерством самому быть творцом этой красоты.
Цели и задачи эстетического воспитания должны состоять в формировании людей, которые всегда будут активны в творческой и профессиональной деятельности. Такие люди будут стремиться к созиданию прекрасного во всех сферах жизни — вершить возвышенные дела и героические поступки, к созданию красивых вещей и высокохудожественных произведений искусства. Вместе с тем речь идёт о воспитании людей, которые хотели бы руководствоваться в своей творческой деятельности эстетическим идеалом. Эстетические идеал проявляется в эстетически наивысших вкусах и чувствах, а также в том мастерстве, которому нет и не было совершенного аналога. Эстетическое воспитание является важнейшей стороной процесса формирования всесторонне развитого и гармонично существующего человека, оформленность прекрасной человеческой личности любого общества. В процессе правильного эстетического воспитания формируется верное эстетическое сознание, которое будет построено на гуманных теориях, оценках, взглядах, вкусах, чувствах и идеалах.