Диалектика и метафизика – это две философские дисциплины, рассматривающие бытие с противоположных позиций и отвечающие на один из основополагающих вопросов о движении и развитии.
Место диалектического и метафизического подходов в рамках онтологии
Онтология как наука о бытии рассматривает мир, реальность и человека в нем с самых различных позиций. В то время как центральный вопрос онтологии о сущности бытия делит все философские учения на идеалистические и материалистические, то другой не менее важный вопрос – о движении и развитии раскрывается с позиций метафизики и диалектики.
Метафизическая позиция состоит в том, что мир, а также все вещи в нем имеют постоянный, незыблемый характер, они статичны и неизменны. При этом видимое движение и изменение мира – иллюзорно. Одним из основных вопросов метафизики является поиск первоначал и сверхсущностей, на которых строится и от которых возникло бытие, и к которым все бытие может быть сведено без остатка. В качестве первоначал в метафизических и близким к ним философских концепциях предлагались и стихии, и бог, и идеи и воля.
Иллюзорность видимого движения в рамках метафизической традиции может трактоваться по-разному – от полной дискредитации чувственного познания и отрицания субстанциональности реального мира в пользу реальности идеального, духовного начала (божественного, субъективного и т.д.), до трактовки данных изменений, как лишь внутренних трансформаций объектов, которые не оказывают влияние на сущность мира, и не являются препятствием к его свертыванию к изначальному состоянию – первоначалам и сверхсущностям.
Диалектический подход, напротив, ставит в центре своего исследования проблемы движения бытия, видов, источников, закономерностей и итогов этого движения. Согласно диалектике движение – есть основной способ осуществления бытия, без движения бытие невозможно. Развитие же в свою очередь выступает одним из видов движения, который предполагает необратимые качественные изменения. Что в свою очередь означает, что в рамках диалектического подхода мир, бытие не может быть возвращено к своему исходному состоянию, первоначалам, поскольку последние претерпели качественные изменения в процессе развития.
В качестве главного источника движения и развития с древнейших времен указываются противоречия, которые существуют как между вещами, так и заложены в саму природу вещей, определяют их внутренний противоречивый характер.
Соотношение диалектики и метафизики с идеализмом и материализмом
Рассматривая развитие диалектических и метафизических взглядов можно отметить, что они были присуще как сторонникам идеализма, так и материализма. В частности, к диалектическим можно отнести следующие системы:
- материалистические теории Гераклита и Демокрита;
- дуалистическую философию Аристотеля;
- идеалистические концепции немецкой классической философии Канта, Гегеля;
- материалистический марксизм.
В свою очередь на метафизических принципах строились такие философские концепции как:
- материалистическое учение о бытие элейский школы (Парменид, Зенон);
- средневековая идеалистическая религиозная философия;
- механистический материализм Нового времени (Бэкон, Локк и т.д.);
- идеалистические концепции Гуссерля, Х. Субири, постмодернистов.
В тоже время невозможно однозначно заявить, что метафизика-диалектика и материализм-идеализм представляют собой полностью не связанные изменения, которые могут пересекаться в любых комбинациях.
Метафизика отрицает ценность и истинность чувственного познания, она тяготеет к рациональному осмыслению мира, рассмотрению сверхчувственных идеальных образов и идей, что во многом сближает ее с идеалистическими течениями. В тоже время материалистический подход к бытию, предполагает, что материя первична по отношению к сознанию, а потому появление сознания представляет собой итог развития материи, усложнения ее форм, что сближает материалистическое понимание мира с диалектикой. Более того эмпирическое изучение мира, свойств и качеств предметов, механизмов их взаимодействия неизбежно приводит к выводам как о всеобщей связи вещей (которая отрицается в метафизике), так и к наличию противоречий.
Историческое развитие идей метафизики и диалектики
Как и вся западная философия, основы метафизики и диалектики были заложены в период античности. Само слово диалектика принадлежит Сократу и обозначает особые способ ведения диалога, котором через столкновение противоположных позиций, поиск противоречий, выявляется истина.
Однако основы диалектики были сформулированы еще раньше в работах Гераклита, который обосновал развивающийся, изменчивый характер бытия, а также обозначил внутренние и внешние противоречия в качестве его движущей силы.
Длительное время диалектическое представление о мире находилось под спудом, однако его возрождение произошло в трудах немецких классиков. Гегель в своей идеалистической концепции развития мира, как Мирового Духа, сформулировал три основных диалектических закона – диалектического противоречия, количественно-качественных преобразований и отрциания отрицания, которые в свою очередь были перенесены на материальный и культурно-исторический субстрат в рамках марксистской философии.
Термин метафизика впервые был употреблен для обозначения ряда сочинений Аристотеля, в которых он рассматривал вопросы сверхчувственных идей, и которые располагались после череды физических трактатов, и потому получили такое название – «после физики». Вместе с тем «метафизика» Аристотеля не является метафизикой в ее современном понимании, поскольку античный философ рассматривает в своих произведениях вопросы движения, развития, их источников, как основополагающих законов существования мира.
Однако традиция наименования метафизикой любых философских учений, рассматривающих отвлеченные, сверхчувственные вопросы, с опорой на рациональное размышление или интуицию, а не чувственное восприятие и опыт, закрепилась. В период средневековой схоластики, все вопросы метафизики свелись к единственному вопросу познания сущности бога, который мог быть решен лишь сверхчувственным, интуитивным путем. При этом метафизика сама по себе приобрела тяжелый, догматический характер незыблемости как существующих законов, так самого мира и его первоначал.