Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
Определение 1

Диалектика – это раздел философии и метод философствования, связанный с исследованием представлений о развитии бытия, его закономерностях и процессах.

Понятие развития, представление о нем в разные периоды

Определение 2

Под развитием понимаются необратимые изменения в системе, которые имеют качественный характер, т.е. затрагивают все ее элементы и влекут за собой реорганизацию самой системы на новом уровне.

Развитие может происходить в одном из трех направлений:

  • прогрессивном, когда новое состояние системы обладает более высокоорганизованной системой дифференциально-интегративных связей, что влечет за собой повышение ее адаптивности, эффективности и жизнеспособности;
  • регрессивном, когда новое состояние системы характеризуется более низким уровнем эффективности и устойчивости.
  • горизонтальном, когда меняется организационный принцип системы и ее качества, но это не влечет за собой прогресс или регресс функций по отношению к прошлой системе.

Помощь со студенческой работой на тему
Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.

Вопрос о развитии является одним из фундаментальных вопросов онтологии и поднимался еще древнегреческими мыслителями. Поскольку развитие есть частная форма такого свойства материи как движение, то в античный период проблема развития решалась в рамках проблемы движения. Наиболее известной по данной проблеме является полемика между представителями элейской и милетской школ.

Представители милетской школы, известные также как натурфилософы (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.) полагали, что движение реально, в основе мира лежит материальная субстанция, которая видоизменяется со временем и создает все новые формы жизни. Гераклит полагавший в качестве такой субстанции огонь, развивал учение о том, что в существовании бытия есть определенная цикличность, связанная с периодами затухания и разгорания огня как первоосновы мира.

Им противостояли философы-элиаты (Парменид, Зенон), которые развивали учение о единстве мира (буквально – мир это один предмет у которого нет частей и составляющих) и потому отрицали развитие, движение, и даже само время, как иллюзорные понятия, возникшие в следствии непосредственного восприятия человеком явлений окружающего мира, без их критического анализа. Согласно их представлениям никакое развитие бытия невозможно, единственное что происходит в едином мире, так это трансформация одних видов материи в другие.

Несмотря на определенную самоочевидность процессов развития в реальном мире, метафизическая установка занимала доминирующее положение в философии вплоть до Нового времени, поскольку согласовывалась с религиозными постулатами церкви. С превращением философии в царицу наук, главном инструментом которой стал разум, а задачей – создание путей для познания окружающего мира, идеи развития получают свою реабилитацию. В период философии Просвещения, складывается принцип прогресса – неизбежной поступательности, прогрессивного характера развития человеческой науки, а, следовательно, и общества с течением времени.

Идеи развития получают свое мощное обоснования в диалектических системах классической и неклассической философии – идеалистической диалектике Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее и диалектическом материализме К. Маркса. Однако, представления об иллюзорности развития, также выходят на новый уровень, уже в рамках иррациональных и экзистенциальных концепций, так, например, Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее разрабатывает идею вечного возвращения, согласно которой движение материи имеет ограниченное число форм, на неограниченном промежутке времени, а потому неизбежно приведет в воспроизведению форм уже ранее существовавших – т.е. никакого развития не существует, а история мира идет по кругу.

Понятие диалектики

Впервые понятие диалектика вводится Сократом По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее , который понимает под ним искусство ведения диалога, при котором за счет выявления противоречий в позициях оппонентов происходит процесс вызревания истины. И хотя в настоящее время диалектика вышла далеко за рамки данного определения, представление о противоречивости бытия является одним из ее основных принципов.

В настоящее время диалектика понимается как учение о всеобщей взаимосвязи и развитии бытия, его принципах, механизмах, истоках и итогах данного процесса. Диалектика как учение о развитии бытия, находится в постоянном противоречии с метафизикой, согласно которой бытие перманентно, а любые изменения, происходящие в нем иллюзорны, т.е. изменяется форма, но не сущность самого бытия. К диалектическому методу обращались многие философы, но наибольшую разработанность принципы и основные понятия диалектики получили в работах Гегеля, которые принято считать классическими.

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее рассматривал диалектику исключительно с идеалистических позиций, как принцип и механизм развития Мирового духа – идеалистической субстанции человечества, развитие которой ассоциировано с прогрессом человеческого общества вообще, а главным направлением и механизмом развития является процесс осознания себя мировым духом, через совершенствование человечеством знаний о мире, а также искусство, философию, культуру.

Дальнейшее развитие идеи Гегеля получили в трудах философов-марксистов, которые критически переосмыслили его наследие и переложили его на материалистическую почву, использовав диалектические принципы для объяснения реального хода общественно-экономического прогресса, а также материи вообще.

Основные принципы диалектики

К числу основных принципов диалектики можно отнести:

  • принцип развития,
  • принцип всеобщий связи,
  • принцип системности,
  • принцип причинности,
  • принцип историзма.

Принцип развития является основополагающим для диалектики, он предполагает видение мира как постоянно движущейся и развивающейся системы, т.е. такой которая претерпевает качественные изменения своей структуры.

Принцип всеобщей связи предполагает понимание мира как целостности, в которой все ее части взаимосвязаны между собой и никакое явление не может быть изолировано от других. С ним связан принцип системности, который говорит о том, что эти взаимосвязи не хаотичны, а имеют определенную структуру.

Принцип причинности рассматривает связи между элементами системы, утверждая, что каждая связь и событие имеет внутреннюю или внешнюю детерминацию, а также свои следствия. Принцип историзма в свою очередь предполагает, что процесс развития бесконечен, поскольку бытие неуничтожимо и будет пребывать в вечном движении.