Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Метафизика Аристотеля

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Метафизика Аристотеля
Метафизика Аристотеля
Определение 1

Метафизика – это направление философии, нацеленное на поиск первопричин и сущностей бытия, рассматривающее мир как нечто стабильное, неизменное, в противовес диалектике, как учению о развитии.

Аристотель как основатель метафизики

Аристотель один из наиболее выдающихся мыслителей периода античности, заложивший традиции современной системы философии. Аристотель входит в число учеников Платона, однако он не ограничился изучением концепции собственного учителя, но шагнул значительно дальше, собрав все сведения о философских, научных, этических, политических концепциях своего времени. Как учитель Александра Македонского, Аристотель стал одним из кто сформировал феномен эллинизма – единого культурного пространства, объединявшего достижения греческой и восточной культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве наследия Аристотель оставил свои многотомные труды, в которых дал изложение, критику и обобщение научной и философской мысли античного мира. Именно благодаря Аристотелю и его работам до современности сохранились описания философских взглядов натурфилософов, пифагорейцев, Демокрита и его последователи и т.д. Аристотель заложил традицию философской рефлексии и переосмысления прежних концепций, которая лежит сейчас в основании всей философской деятельности.

Заложил Аристотель и основания метафизики. Однако само слово метафизика появилось достаточно случайно и значительно позднее. Собиратели его сочинений разделили их на две большие группы – физику, в которую включались труды, посвященные конкретным наукам и областям знания – математике, физике, истории, логике, этике и т.д., а также группу из 14 трудов, которые нельзя было отнести ни к одной из этих категорий, и в которых излагались собственные философские воззрения Аристотеля. Сам Аристотель предполагал, что в этих трудах он описывает новую науку, еще неизвестную миру, направленную на познание божественного. Андроник Родосский обобщил эти труды под названием «Метафизика», что буквально означало «то, что идет после физики».

Следует отметить, что метафизика Аристотеля значительно отличается от той метафизики, что устоялась под давлением схоластической полурелигиозной философии и являет собой образец идеализма и догматизма. Метафизика Аристотеля лишена догматичности, рассматривая проблемы причины, сущности, первоначал бытия, она не отрицает подвижного характера самого бытия, его стремления к развитию и становлению.

Основными понятиями метафизики Аристотеля выступают:

  • сущность,
  • материя,
  • причины или начала движения,
  • благо.

Представления о сущности в метафизике Аристотеля

Рассматривая сущность бытия Аристотель подвергает жесткой критике учение своего учителя – Платона. С его точки зрения Платоновские идеи представляют собой не более чем бесплодное удвоение бытия, которое ничего не дает и ничего не объясняет. Так существование неких абстрактных идей, например, идеи яблони, не объясняет реальных процессов, происходящих с яблоней – превращения семени в росток, его развития до состояния плодоносящего дерева, наконец созревания плодов и гибели самого дерева. Идеальный, а потому неизменный, статичный образ яблони не позволяет ни ничего узнать о яблони реальной, ни объяснить, что с ней происходит и как за ней ухаживать, чтобы получить лучший урожай.

Аристотель полагает, что только чувственно-воспринимаемый объект является реально существующим, и воплощает сущность в самом себе. При этом Аристотель выделял два рода сущности (усиа):

  • материю,
  • форму.

Материя есть первая усиа. Материя определяет свойства объекта или предмета. Форма – это вторая усиа. Она определяет бытийность объекта, способ его существования. Так для бронзового шлема, в качестве материи выступает бронза, определяющая такие его качества как вес, прочность/гибкость, твердость и т.д., а формой собственно шлем, определяющей назначение данного предмета и его отличия от друг предметов из бронз, например, кубка. Однако в отличии от Платона, Аристотель на обособляет материю и форму друг от друга, а напротив объединяет. Подлинная сущность объекта раскрывается в единстве материи и формы – без материи форма не существует вовсе, без формы материя не может найти свое воплощение и стать чем-либо.

При этом под сущим Аристотель понимает все бытие, все то, о чем мыслится и о чем говорится, при этом само сущее ни о чем не говорит. Когда же человек обращает свое внимание на некий отдельный объект, он начинает рассматривать именно его сущность, как совокупность определяющих свойств, характеризующих сущее. Аристотель разделяет все свойства объекта на два вида – акциденцию и субстанцию. Если первая представляет собой несущественные, временные качества, то вторая определяет его сущность.

Причины бытия в метафизике

Реализация сущностей в сущем мире согласно философии Аристотеля происходит не спонтанно, а имеет свои причины. Этих причин четыре:

  • формальная,
  • материальная,
  • движущая,
  • целевая.

Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой.

Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям.