Метафизический период развития естествознания

Естествознание как наука

Мы довольно часто встречаем в литературе, да и сами порой употребляем термин «естествознание». Что же он обозначает? При детальном ознакомлении с историей становления науки как таковой мы вдруг обнаруживаем, что под этим термином могут подразумеваться разные отрасли человеческих знаний. Изначально это понятие означало «наука о природе». Но с развитием человеческого познания увеличилось количество наук, углубилась их специализация. Поэтому и термин «естествознание» требует уточнения.

Сегодняшнее понимание этого термина выглядит так:

«Естествознание – это комплекс тесно взаимосвязанных наук, которые изучают природу как единое целое».

Целью естествознания является создание научной картины мира.

Основу этого комплекса составляет физика. Именно она дает возможность изучить суть происходящих процессов в природе. Химия позволяет раскрыть тайны строения вещества и суть химических процессов. На базе знаний о химических элементах и строении вещества развиваются биологические науки – науки о живом. Еще одним важным компонентом естествознания являются науки о Земле. Это комплекс географических наук. На стыке географии и биологии возникла такая отрасль знаний, как экология.

Во главе этой своеобразной пирамиды находится космогония – наука, изучающая Вселенную, как единое целое. Сюда входят астрономия, астрофизика и другие науки о Вселенной. Но в более узком понимании под естествознанием подразумевают комплекс наук о живой природе.

Этапы развития естествознания

Как и любая другая отрасль человеческих знаний, естествознание прошло длительный исторический путь становления. Поэтому история развития естествознания условно разделяется на несколько этапов. Количество этих этапов и их название зависит от исследователя.

« Метафизический период развития естествознания» 👇
  1. Первым этапом считается этап становления наук он происходил в ходе формирования древних государств и цивилизаций и заключался в наблюдении за природными явлениям и накоплении фактов. Самыми древними науками ученые считают астрономию, геометрию и медицину. Большими познаниями в этих отраслях обладали ученые древнего Египта, Междуречья, Древнего Китая и Индии.

Древнегреческий период выделяется примерно с $VI$ века до нашей эры. Именно в это время на территорию Древней Греции проникли естественнонаучные знания из Древнего Востока. Они оформились в единую систему знаний и обрели статус науки, которую назвали натурфилософией.

Натурфилософы того времени были одновременно и философами и учеными. Этот период характеризуется становлением взглядов на природу, как на единое целое и хаотичностью концепций. Каждый из ученых предлагал свое видение строения мира и свою точку зрения на «первооснову» мироздания. Среди выдающихся ученых того времени можно назвать представителей милетской школы (Гераклита, Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра) и ученых-пифагорейцев (во главе с Пифагором).

Продолжателями милетской школы стали Демокрит, Левкипп, Аристотель. Аристотель предложил разделить все науки на три больших раздела: науки теоретические, практические, а также науки продуктивные, цель которых — производство определенных объектов. Эта формальная логическая система, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца $XIX$ века. Развитие медицины связано с именем Гиппократа.

Эллинистический период развития естествознания связан с расцветом государства Александра Македонского. В этот период работали такие ученые, как Герофил и Эрасистрат, Эвклид, Архимед и Эратосфен. Началось формирование отдельных естественных наук. Все эти периоды иногда объединяют в один – первый подготовительный период. В этот период происходит расширение арсенала понятий, логических норм, фактических знаний.

2. Второй подготовительный период охватывает средние века.

Арабский период приурочен к эпохе Средневековья. Европейская наука в это время переживала упадок. Любое отклонение от Библии жестоко преследовалось. Европейская наука стала лишь придатком теологии. Достижения античных ученых сохранились и умножились в арабском мире. Крупными научными центрами стали Багдад, Хорезм, Кордова, Самарканд, Каир. До нас дошли имена таких ученых, как Ибн-Закрия аль-Рази, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Омар Хайям, Ибн Рошд и др.

Характерной особенностью этих периодов было накопление фактического несистематизированного материала, констатация фактов, описательный характер науки. Объяснения явлений и процессов носили больше философский характер.

Метафизический период развития естествознания

Со средины $XVI$ века начинается развитие механического и метафизического периода в естествознании. Само название периода связно с названием одного из трудов Аристотеля («Метафизика»).

Метафизика – это раздел философии, наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Она послужила теоретической предпосылкой и базой для формирования мировоззрения целой эпохи. Метафизика постулировала Бога, целостность мира, бессмертие души. В то же время метафизика не отрицала познаваемости мира, не отвергала опыт и эксперимент, как научный метод. Наряду с этим метафизика отрицала диалектику развития, утверждая неизменность мира.

Именно такие мировоззренческие предпосылки и обусловил название целого периода в развитии естествознания. Он характеризуется революционным переворотом в науке. Начало было положено работами Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» и Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии». Изменилось воззрение на человека, на религию, на науку и ее методы. В основу научного познания был положен эксперимент. Новое знание стало проявляться в результате союза теории и практики. От натурфилософского познания природы естествознание перешло к современному, систематическому научному познанию на базе эксперимента и математическому изложению полученных результатов.

Важную роль в становлении научных методов сыграли И. Ньютон, Галилео Галилей. Создание микроскопа позволило более детально исследовать живую природу. В $XVI-XVII$ веках наблюдается прогресс в анатомических исследованиях. А. Везалий опубликовал книгу «О строении человеческого тела», У. Гарвей заложил основы экспериментальной физиологии. Г.Мендель открыл законы наследственности, Луи Пастер предложил методы борьбы с инфекционными заболеваниями. Была создана клеточная теория. Ч Дарвин сформулировал свою эволюционную теорию.

Этап накопления описаний явлений и процессов сменился этапом их научного объяснения с точки зрения материализма. Завершающим этапом и главным достижением метафизического периода в развитии естествознания стала систематизация знаний во многих отраслях науки. Появилась система растений и животных, периодическая система химических элементов, теории возникновения и происхождения жизни на Земле.

Процесс накопления знаний сменялся периодами научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории.

Все эти открытия послужили фундаментом для нового этапа развития естествознания, который начался в конце $ХIХ$ века. Этот этап называют периодом «новейшей революции» в естествознании. Его задача состоит не только в дальнейшем развитии познания человека об окружающей природе, но и в создании моделей дальнейшего развития цивилизации с учетом природопреобразующей деятельности человека.

Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024