Немаловажным моментом онтологической проблематики, помимо формирования учения о субстанциях, связанным с определением того, какое основание находится в фундаменте бытия – материальное или идеальное, является определение количества субстанций, входящих в состав основания бытия.
Концепция монизма
Монисты – философы, полагающие в основе бытия только одно начало, одну субстанцию. Единство мира, основанное на монистическом понимании, представлено в истории философии двумя направлениями: идеалистическим и материалистическим монизмом.
Абсолютный идеализм Гегеля является более сформированным примером идеалистического монизма в философии.
Классической формой материалистического монизма являются труды французских материалистов $18$ века. Диалектический материализм считается его развернутой формой. В основе мира в таком подходе выделяется материальное начало, где свойства бытия рассматриваются в качестве проявления материального единства мира.
Сложность идеалистического монизма заключается в описании разнообразия материальных систем бытия. Для материалистического же монизма трудностью является объяснение идеальных структур, поэтому он может только допускать умозрительные оговорки.
Таким образом, идеалистический и материалистический монизм, субстанциальная установка не в состоянии разрешить проблему связи абстрактной идеи, которая лежит в основе бытия, с любым конкретным ее воплощением, пояснить момент материализации идеи и т.д.
Все это ведет к плюрализации учений. Это проявляется в онтологии через множество независимых оснований, которые наделены активностью, являясь причиной самих себя.
Плюрализм может быть как идеалистический – Лейбниц, так и материалистический – Демокрит.
В последовательном плюрализме хорошо объясняется пример активности и внутренней свободы человека, но не объясняет возникновения большого количества процессов деятельных индивидуальных субстанций и их очевидное телесное и духовное единство.
Концепция дуализма
Дуализм пришёл на смену идеальному и материальному монизму с попыткой преодоления такого подхода. Дуализм полагает материальную и индивидуальную субстанции равноправными началами. Философия Р. Декарта является классическим примером такого подхода. Декарт полагал, что мир сформирован 2мя несводимыми началами: духовным и материальным. Духовная субстанция является вечной, неделимой, иными словами, это мышление, являющееся производным всех иных атрибутов – модусов:
- Мышление
- Чувства
- Воображение
Идеи, относящиеся к нематериальной субстанции, являются врожденными, они входят в мышление, соответственно, они не являются приобретенными в каком-либо опыте. К таким субстанциям относят
- идею Бога
- идею числа
- Протяженность
Принципом всей философии Декарта является выражение «когито эрго сум», мыслю, следовательно, существую. Бытие по Декарту было «бытием мысли» или «бытием мыслящего субъекта». Такое бытие выступало первопричиной материального мира и принципом доказательства бытия Бога. Другой субстанцией, которая помогает выстроить целостную философию природы, становится протяженная материя. В нее включены пространство и движение. Этот физический мир преобладают принципы и законы механики. В общем итоге,
Декарт приходит к мнению, что истинное бытие присуще только Богу, духовная и материальная субстанции требуют для своего бытия Бога. Поэтому «субстанциональный дуализм» Декарта можно считать относительным, поскольку основной акцент в его философии делается на доказательстве бытия Бога.
Общей проблемой дуализма является решение момента взаимодействия противоположных субстанций, особенно, когда речь идет о человеке, как целостном существе.
Концепция пантеизма
Следующий этап в объединении материализма и идеализма был сделан пантеизмом. Для пантеизма было характерно обожествление природы и натурализация Бога. Ярким примером в истории философии данного периода можно считать Б. Спинозу, который считал субстанцию причиной себя самой, а Бог сводился к субстанции. Декарт рассматривал Бога в качестве внеприродного существа, которое приносило активность в природу, то Спиноза видел в Боге первопричину вещей: «первая причина всех вещей, а так же причина самого себя – познаётся из самого себя». Таким образом, Бог тождественен природе, а дух –материи.
Концепция монодуализма
Преодоление пантеизма привело к формированию новой точки зрения, которую представил Г. Лейбниц. Субстанция по Лейбницу представлено в виде монады – это духовная единица бытия. Это простая, замкнутая, локальная, неделимая духовная точка, тождественная конкретной индивидуальной вещи. Ее основной атрибут – сила, энергия. Мир монад не пассивный, динамично развивающийся. Поэтому монада является основным деятельным началом мира. Количество монад в мире безгранично, каждая из них имеет свою индивидуальность, что исключает механистическое толкование мира. Мир необходимо понимать исходя из качества. Это попытка Лейбница вывести представление о мире из под механистической доминанты.