Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логический анализ «Этики» Спинозы

Базовые понятия моральной философии Спинозы

Определение 1

Логический анализ «Этики» Спинозы – это исследование содержания и связи элементов философского сочинения Бенедикта Спинозы «Ethica, ordine geometrico demonstrata».

В трудах Спинозы в основу системы мира положены понятия:

  • субстанции,
  • Бога,
  • природы.

В метафизическом и этическом дискурсах Спинозы важно различать два типа природы:

  • natura naturans - природа порождающая. Речь идет о субстанции как таковой, Боге или природе. Этой категории присуща свобода, под которой философ понимает способность «существовать по одной только необходимости своей собственной природы и определяться к действию только самой собой»;
  • natura naturata - природы порожденная. Этот уровень реальности рассматривается как сфера профанического бытия, модальное пространство, зависимое от высших начал и подчиненное порядку причин.
Статья: Логический анализ «Этики» Спинозы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Для практической философии Спинозы важным является тот факт, что метафизикой представляется первичная аксиоматика бытия, конструируется ценностная иерархия универсума, а также создается нормативная и моделирующая компонента всякой этической теории и моральной практики - образ Высшего блага. Человек, выступающий как модус субстанции, происходит из Бога или субстанции и существует с целью трансформации в Бога или субстанцию. Эта задача рассматривается как главная в его этической доктрине.

Моральная философия Спинозы помещает в основание моральной жизни стремление человека к сохранению своего существования или бытия (esse), что задает первое и единственное основание добродетели (virtus). Определение фундаментальных начал моральной философии неотделимо от определения метафизических приоритетов ее доктрины.

Добро и зло в «Этике» Спинозы

В основе этических понятий добра и зла (bonum et malum) у Спинозы лежит бытие (esse), выступающее как метафизический абсолют. Спиноза считает, что добро и зло - это первичные понятия морали, которые используются как инструменты для сохранения бытия модусов, порождаемых субстанцией. Добро и зло также связаны с экзистенциальным смыслом и особыми аффектами, такими как радость и печаль, которые благоприятствуют или ограничивают возможности человека.

«Логический анализ «Этики» Спинозы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для Спинозы добро - это в первую очередь стремление пребывать в своем бытии, сохранение себя. В таком подходе отражается натуралистический пафос морального учения. Спиноза считает, что высшей целью нравственной деятельности является само моральное бытие, рассматриваемое как лучший способ существования человека. Чтобы выразить высшие моральные приоритеты, Спиноза использует понятие добродетели, которое является синонимом термина благо. Он также считает, что добродетель - это способность человека производить то, что может быть понято из законов его природы, а польза - это стремление сохранить собственное бытие, или стремление к самосохранению. Спиноза полагает, что люди, которые по жизни руководствуются разумом, будут наиболее полезны друг для друга, когда ищут для себя своей собственной пользы. Итак, Спиноза предстает убежденным сторонником самоценности и автономии моральных мотивов, действующих в человеческой практике. В теореме, которая завершает его «Этику», он утверждает: «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель» (V 42).

Бенедиктом Спинозой был сделан своеобразный шаг по направлению к утилитаристскому пониманию моральной природы человека. На роль первой и единственной основы правильного образа жизни или добродетели при таком подходе назначается искание собственной пользы (utile) (V 41). В свою очередь, польза представляется как стремление к самосохранению или стремление человека сохранить собственное бытие. Добродетель (virtus) представляет собой способность (potentia) человека к производству того, что может быть понято на основании из одних лишь законов его природы (IV Определ. 8). Описанное стремление противоставляется бессилию (impotentia), заключающемуся в том, что человек отдает себя на произвол существующих вне него вещей, и определяется ими к действиям (IV 37 схол. 1).

В главе «Об онтологическом априори в моральном дискурсе» освещается коллизия между моральным отношением к действительности и аксиологической индифферентностью:

  • моральное отношение к действительности характеризуется различением между определениями добра и зла;
  • аксиологическая индифферентность связана с метафизическим стремлением каждой вещи к сохранению своего бытия, которое нечувствительно к ценностным различиям.

Таким образом, моральное отношение к действительности и аксиологическая индифферентность могут противоречить друг другу. Спиноза упоминает, что источником этой парадоксальной ситуации может быть онтологическое априори, которое заложено в фундамент моральной философии.

Воля в «Этике» Спинозы

Термин воля (voluntas) обозначает у Спинозы известное стремление (conatus) человеческого ума пребывать в своем бытии в течение неопределенного времени (III 9 схол.).

Воля у Спинозы наделяется не интеллектуальными, а метафизическими качествами, такими как инерция каждой вещи к сохранению собственного бытия. В экзистенциальном плане человеческая воля стремится к увеличению способности тела к действию, стимулированию деятельности ума и т. д. Аффекты являются свидетельством перехода ума и тела из одного состояния в другое, знаками их бессилия или силы. Человеческое стремление к чему-то наполняется ценностным смыслом, потому что мы стремимся достичь его и желаем его, а не потому, что это считается добром. Однако воля, согласно Спинозе, не имеет абсолютной способности хотеть или не хотеть и не может быть названа причиной свободной воли, а только необходимой.

Человек, оставаясь в границах своей модальной природы, не может быть признан свободным в смысле, вкладываемом в понятие свободы самим Спинозой. Это связано с тем, что каждый модус выступает только как часть бесконечной каузальной цепи, производным от предыдущего модуса соответствующего атрибута. Человек может обрести свободу только при условии изменения своего онтологического статуса и становления универсальной личностью или Богом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot